2. Ведущая деятельность человека имеет свою специфику и накладывает определённый, отпечаток на его личностные особенности. Учебная деятельность — процесс приобретения человеком умений, знаний и навыков, совер шенствование и развитие своих способностей. Результатом учебной деятельности является научение - приобретение человеком новых психологических качеств и свойств. Спецификой спортивной деятельности заключается в ряде проявлений. Во-первых, основной её формой является спортивное соревнование. Во-вторых, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом, и этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Кроме того, спортивная деятельность характеризуется необычными по длительности и интенсивности физическими и психическими напряжениями, что чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и угрозой здоровью. Спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека. Продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение. Специфика спортивной деятельности заключается также в её социальном характере. И, наконец, Спорт, по мнению многих авторов, — лучшая школа развития не только моторных, но и психических процессов, и разнообразных свойств личности от волевых до эмоциональных. Это справедливо и для такого проявления личности спортсмена, как самооценка.
4. Самооценка спортсменов имеет свои особенности. Среди них - высокий показатель уровня самооценки, который обладает определённой динамикой в связи с самоопределением личности в выбранной профессии. Но, несмотря на такую динамику, спортсмены в среднем имеют более высокую самооценку, чем люди, не занимающиеся спортом. Кроме того, для самооценки спортсменов характерна меньшая её дифференцированность и вариативность по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом. Однако вариативность показателей самооценки с возрастом, видимо, меняется, поскольку у тренеров были обнаружены очень высокие коэффициенты вариации. Уровень самооценки спортсмена связан с его мастерством. У высококвалифицированных спортсменов самооценка достоверно выше. Самооценка спортсменов более интегрирована, чем у неспортсменов. Кроме того, чем выше спортивный разряд, тем более интегрированной оказывается самооценка. Уровень самооценки. выше у юношейг а её интегрированность меньше у спортсменов мужского пола. Экспериментальных работ, в которых нашли бы отражение особенности адекватности самооценки спортсменов по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, нет. Но именно степень адекватности, как уже упоминалось выше, может свидетельствовать об уровне адаптации личности.
5. Самооценка, как свойство личности очень тесно связана с различными характеристиками деятельности спортсмена. Личностная самооценка тренеров связана с различными аспектами их профессиональной удовлетворённости опосредовано, через профессиональную самооценку. Чем выше уровень последней, тем выше показатели удовлетворенности. В ряде исследований отмечена особая роль самооценки именно с точки зрения успешности и надёжности спортивной деятельности. Самооценка спортсменов связана со спортивной квалификацией, а именно, чем более квалифицирован спортсмен, тем выше уровень, интегрированность и меньше дифференцированность его самооценки. Однако, имеются данные говорящие о том, что чем выше спортивный стаж, тем ниже оценка спортсменами своего здоровья. Позитивной или оптимальной называет высокую, адекватную, средне дифференцированную самооценку, которая позволяет достигнуть наибольших результатов. На основании изложенного многими авторами выказывается предположение, что при таких характеристиках самооценки наиболее полноценно реализуется её функция регуляции деятельности. Однако данное утверждение нуждается в дополнительных доказательствах.
Другие материалы:
Творчество как психический процесс
Большинство философов и психологов различает два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное, определяемое как «созидательное разрушение». В творческом процессе человек созда ...
Психологические механизмы в
переговорном процессе
В искусстве ведения переговоров нередко используют речевую манипуляцию, в основном чтобы выдать результат принятия решения противоположной стороной за ее собственное.
Для того, чтобы грамотно направить ход переговоров в нужное русло, исп ...
Проблема смысла жизни человека по Франклу
Франкл утверждает:
а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;
б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;
в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответствен ...
Главные разделы