Роль самопознания в формировании самооценки личности

Другая психология » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в формировании самооценки личности

Страница 3

2. Ведущая деятельность человека имеет свою специфику и накладывает определённый, отпечаток на его личностные особенности. Учебная деятель­ность — процесс приобретения человеком умений, знаний и навыков, совер шенствование и развитие своих способностей. Результатом учебной деятель­ности является научение - приобретение человеком новых психологических качеств и свойств. Спецификой спортивной деятельности заключается в ряде проявлений. Во-первых, основной её формой является спортивное соревнова­ние. Во-вторых, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом, и этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Кроме того, спортивная деятельность характеризу­ется необычными по длительности и интенсивности физическими и психиче­скими напряжениями, что чревато эмоционально-волевыми перенапряжения­ми и угрозой здоровью. Спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека. Продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение. Специфика спортивной деятельности заключается также в её социальном характере. И, наконец, Спорт, по мнению многих авто­ров, — лучшая школа развития не только моторных, но и психических процес­сов, и разнообразных свойств личности от волевых до эмоциональных. Это справедливо и для такого проявления личности спортсмена, как самооценка.

4. Самооценка спортсменов имеет свои особенности. Среди них - высо­кий показатель уровня самооценки, который обладает определённой динами­кой в связи с самоопределением личности в выбранной профессии. Но, не­смотря на такую динамику, спортсмены в среднем имеют более высокую са­мооценку, чем люди, не занимающиеся спортом. Кроме того, для самооценки спортсменов характерна меньшая её дифференцированность и вариативность по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом. Однако вариа­тивность показателей самооценки с возрастом, видимо, меняется, поскольку у тренеров были обнаружены очень высокие коэффициенты вариации. Уровень самооценки спортсмена связан с его мастерством. У высококвалифицирован­ных спортсменов самооценка достоверно выше. Самооценка спортсменов бо­лее интегрирована, чем у неспортсменов. Кроме того, чем выше спортивный разряд, тем более интегрированной оказывается самооценка. Уровень само­оценки. выше у юношейг а её интегрированность меньше у спортсменов муж­ского пола. Экспериментальных работ, в которых нашли бы отражение особенности адекватности самооценки спортсменов по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, нет. Но именно степень адекватности, как уже упо­миналось выше, может свидетельствовать об уровне адаптации личности.

5. Самооценка, как свойство личности очень тесно связана с различными характеристиками деятельности спортсмена. Личностная самооценка тренеров связана с различными аспектами их профессиональной удовлетворённости опосредовано, через профессиональную самооценку. Чем выше уровень последней, тем выше показатели удовлетворенности. В ряде исследований отмечена особая роль самооценки именно с точки зрения успешности и надёжности спортивной деятельности. Самооценка спортсменов связана со спортивной квалификацией, а именно, чем более квалифицирован спортсмен, тем выше уровень, интегрированность и меньше дифференцированность его самооценки. Однако, имеются данные говорящие о том, что чем выше спортивный стаж, тем ниже оценка спортсменами своего здоровья. Позитивной или оптимальной называет высокую, адекватную, средне дифференцированную самооценку, которая позволяет достигнуть наибольших результатов. На основании изложенного многими авторами выказывается предположение, что при таких характеристиках самооценки наиболее полноценно реализуется её функция регуляции деятельности. Однако данное утверждение нуждается в дополнительных доказательствах.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Зн ...

Влияние свойств нервной системы на успешность учения
Вопросы связи успешности учебной деятельности с типологическими особенностями учащихся изучены в трех психологических центрах: в Киеве — с позиций учения И. П. Павлова о типах темперамента, в Перми — с позиций учения о темпераменте В. С. ...

Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук ...