Влияние членов семьи на становление самооценки.

Другая психология » Самооценка » Влияние членов семьи на становление самооценки.

Страница 3

Заинтересованность в результатах учебы ребенка - важный показатель общей заинтересованности родителей в ребенке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, дает школьный дневник. Поэтому реакция родителей на теку­щие записи в дневнике характеризует их отношение к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с без­различной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксиро­ван у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обра­щает внимания на мои отметки".

Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции роди­телей.

Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребенка в учебе, вообще не заинтересованы в своем ребенке. Даже если отец или мать ру­гают ребенка, наказывают его за полученные в школе плохие отметки, это все же проявление интереса и заботы о нем.

Каждый вечер вся семья обычно встречается за обеденным столом. С точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку, эта ситуация показательна, поскольку в ней отражается все многообразие семейных взаимоотношений.

Самооценка ребенка тесно связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Убеж­денность в том, что другим людям он интересен или неинтере­сен, обусловлена содержанием его Я-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и заня­тия. Какие-то детали в поведении и отношении к нему родите­лей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок име­ет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зев­нул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или, напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобри­тельные замечания или обоснованные возражения - по всем этим признакам ребенок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.

Связь, существующая между безразличием родителей и низ­кой самооценкой ребенка, не зависит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно так же причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придер­живаются ли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенок оправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивной вовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопро­вождается недостатком любви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью и невнимательностью в обще­нии с ним. Какие бы типы поведения родителей ни ассоцииро­вались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других лю­дей, которые призваны о нем заботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором для формирования поло­жительной самооценки.

Роль социальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенка представляется незначительной.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Что такое психомоторика
Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал ученых — анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, но причины, вызывающие движение, оставались невыяв ...

Проблемы семьи
Проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений следующие: · Увеличение малообеспеченных слоев населения; · Увеличение социальной и географической мобильности; · Миграция, в том числе и за пред ...

Психика как результат эволюции материи.
Филогенез – процесс изменения психики как продукта эволюции.[1]В отечественной психологии методологической основой изучения проблемы эволюции форм сознания является диалектический и исторический материализм. Основными проблемами при изуч ...