Заинтересованность в результатах учебы ребенка - важный показатель общей заинтересованности родителей в ребенке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, дает школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам.
Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обращает внимания на мои отметки".
Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции родителей.
Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребенка в учебе, вообще не заинтересованы в своем ребенке. Даже если отец или мать ругают ребенка, наказывают его за полученные в школе плохие отметки, это все же проявление интереса и заботы о нем.
Каждый вечер вся семья обычно встречается за обеденным столом. С точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку, эта ситуация показательна, поскольку в ней отражается все многообразие семейных взаимоотношений.
Самооценка ребенка тесно связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Убежденность в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием его Я-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении и отношении к нему родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок имеет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или, напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобрительные замечания или обоснованные возражения - по всем этим признакам ребенок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.
Связь, существующая между безразличием родителей и низкой самооценкой ребенка, не зависит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно так же причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придерживаются ли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенок оправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивной вовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопровождается недостатком любви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью и невнимательностью в общении с ним. Какие бы типы поведения родителей ни ассоциировались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других людей, которые призваны о нем заботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором для формирования положительной самооценки.
Роль социальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенка представляется незначительной.
Другие материалы:
Синдром Дауна
Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдр ...
Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования
Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования.
Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психичес ...
Предмет и задачи психологической антропологии. Концепция происхождения
этносов Л.Н. Гумилева
Вопрос о том, что такое человек, человечество, группы людей — очень непростой! Как ориентироваться в мире людей, в системе их отношений? Сфера общения современного человека необычайно расширяется: каждый из нас ежедневно общается с десятк ...
Главные разделы