Фольклор в жизни малышей.

Страница 2

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек» и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно, так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения, быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- « Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы. Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пониманию и запоминанию текста.

К малым формам народного творчества относятся так же пословицы, поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы указывали имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды совестного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступна школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей. Некоторые пословица содержат в себе поучения, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть- играй, да дело знай», иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково». Ещё один вид малых форм словесного народного творчество- загадки. Самый простой прием составления загадок- указание основных признаков, характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца, масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в загадке признаки. Отгадывая загадку ,дети должны путём умственного напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их мышление, пытливость, наблюдательность.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Ролевые игры
Живые ролевые игры (live-rpg, по-английски) - один из видов ролевых игр, отдалённо родственный AD&D, театру или психодраме, а также деловым играм. То есть это - разыгрывание ситуаций конкретными людьми, берущими себе персонажей из эти ...

Диагностика уровня развития памяти младших школьников
Для развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории на базе МОУ Синицинская СОШ был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исслед ...

Половая идентификация
Половая роль представляет собой набор предписаний и ожиданий, который предъявляет общество к индивиду в соответствии с его половой принадлежностью. Отношение индивида к собственной половой принадлежности и к атрибутам соответствующей роли ...