Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка

Развитие положительных эмоций у дошкольников » Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка

Страница 1

Чтобы развивать эмоции, нужно учиться понимать малыша и удовлетворять его нужды. С самого рождения старайтесь распознавать разные эмоциональные реакции своего ребенка и определять, чем они были вызваны. Закрепляются те эмоции, которые получают ответную реакцию со стороны взрослых. Поэтому обязательно реагируйте не только на отрицательные эмоции, но и поддерживайте положительные – улыбку, гуление, смех и т. д. Богатство эмоциональных реакций и чувств ребенка, восприятие им мира зависит от качества и количества эмоционального общения со значимым для ребенка взрослым, особенно мамой. Очень важно, чтобы в первые месяцы жизни вы «купали» малыша в «потоке внимания» – кормили грудью, разговаривали, гладили, смотрели в глазки, целовали, пели, показывали окружающий мир и т. д.

Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У малыша оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень - функциональная, когда ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса. На третьей ступени, у детей постарше, удовольствие возникает в начале деятельности, и ни результат действия, ни сам процесс не являются центральными в эмоции ребенка. В этом случае ребенок переживает удовольствие, предвосхищая событие. Восьмилетняя Наташа Р. нарисовала картинку на тему “Я такая довольная, я такая счастливая” и рассказала о ней так: “Я тут гуляю с собакой. Хочу, чтоб подарили собаку, главная мечта в жизни. Никого пока нет. Но я такая довольная, я такая счастливая - знаю, что подарят”. Соединение понятий “приятно” и “хорошо” характерно только для детей раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и теперь уже считает, что хорошо - это то, за что хвалят. И наоборот: если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, гораздо результативнее вызвать у него приятные эмоции, когда он сделал что-то правильно. Ученица второго класса Рита К, рассказала, как ее мама обычно реагирует на хорошую отметку: “Я получила пятерку, и мама радуется. Мама веселая - и я веселая”. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: “С ними было интересно!”.

Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является “старшим”. Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Шестилетняя Женя Ц., хозяйка котенка Чипа, придумала такой рассказ по рисунку “Я довольна”: “Я довольна, что мама мне купила мороженое, а Чипу - молока. На рисунке не только я довольна, но и Чип”.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов-психологов
Актуальность исследования. В современных условиях в высших учебных заведениях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками. Научные исследования и накопленный ...

Лидер и стиль его деятельности
Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin & Winer), убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующ ...

Когнитивная составляющая « Я- концепции»
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных : “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “ ...