Классификация памяти

Страница 1

В настоящее время в психологии существует следующая классификация памяти:

1. По ведущему анализатору выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

2. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности различают: двигательную, эмоциональную, образную и вербальную или словесно-логическая;

3. По форме психической активности - непроизвольная и произвольная;

По продолжительности протекания процесса – мгновенная или иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная.

Специфические виды памяти. В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.

Двигательная память –

это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений и систем, она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, физической ловкости человека. Эмоциональная память

– это память на чувства связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Образная память

это память на представление, восприятие объекта. Запечатление произведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

Образная память бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов образной памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм

— выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора Можно предположить, что по аналогии с эйдической зрительной памятью встречаются такая же яркая слуховая, может быть, даже осязательная (тактильная), например, у слепых. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д. Если зрительная и слуховая память хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную, вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память.

Словесно-логическая (или вербальная) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. В словесно-логической памяти ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.

По времени сохранения материала различают

а) мгновенную или иконическую – это непосредственное отражение информации органами чувств 0,1-0,5 секунд. Это память-образ, след стимула, его сенсорная копия, представленная в центральном отделе анализатора, ее Объем при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов.

б) Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого, его существенный признак около 20 секунд. Работает без предварительной сознательной установки. Ее объем представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Кратковременная память является лабильной фазой памяти, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов.

в) долговременная память – сохранение информации в течение неограниченного срока. Долговременная память - стабильная фаза, которая предполагает сохранение следа за счет процесс консолидации и последующих структурных изменений. Установлено, что общее время консолидации колеблется в пределах от 10-15 секунд до 20-30 минут Длительность хранения неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, неограничен.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Механизм эффективного внушения
Вообще говоря, внушение есть один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ве ...

Нейронные и физико-химические теории памяти
Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации. Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения ос ...

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные. Режиссе ...