История развития понятий менталитет и ментальность.

Другая психология » Российская ментальность в сказках современной молодежи » История развития понятий менталитет и ментальность.

Страница 3

Чтобы в течение длительной зимы обеспечить семью молочными продуктами, корову и теленка старались держать в тепле. В силу этого в морозы домашнюю живность переводили в избы. Так как дома отапливались «по-черному», то все это в совокупности обусловливало в доме определенный беспорядок.

Развитие кустарных ремесел и промыслов, а также промышленности в конце XIX и начале XX в. не особенно казались на формировании национального характера русских.

Большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие. Введение христианства на Руси приобщило народ к культурным ценностям западной цивилизации. В отличие от католицизма и протестантизма, православие формировало установки не на мирские дела, а на подготовку к вечной загробной жизни. Чтобы жизнь на земле была праведной, православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми.

Влияние идеологии на психологию русского народа особенно четко просматривается в XX в. До 1917г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология нашла благодатную почву в русском менталитете. В течение 70 лет сознательно культивируемые коллективистские ценности после 1991 г. резко сменились на индивидуалистские. Это обусловило у определенной части населения повышенную психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ Отношение к труду в советское время усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов. Идеология рынка потребовала более жесткой ответственности и творческого отношения к работе, повысилась престижность таких профессий, как финансист, менеджер, юрист и пр. В сфере религии атеизм заменен на традиционные и новые конфессии.

Идея «единая общность советских людей» не позволяла развивать самосознание русского народа. Идеология и политика, проводимые в течение 70 лет административно-бюрократическим аппаратом из Москвы, отождествлялись с русскими людьми, порождала к ним у других национальных групп России и бывших республик негативное отношение. Советская идеология формировала у русских межнациональную терпимость, высокую престижность образования.

Исторические значимые события в России также сказались на национально-психологических особенностях русского народа.

Татаро-монгольское нашествие на Русь, с одной стороны обогатило русский язык, привнесло в быт некоторые традиции и обычаи, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, затормозило экономическое и культурное развитие страны формировало у населения приниженность и покорность.

Победа на Куликовском поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность московского князя Ивана Калиты по собиранию русских земель, централизации княжеств и укрепление государственной власти – все это способствовало зарождению национального самосознания, национального чувства русского народа.

Реформы Петра I приобщили дворянство к западной культуре. Были заимствованы новые виды производственной деятельности, реформирована армия, заложены основы государственного строительства, образования и науки. Но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило определенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий в комплекс неполноценности русских. Указы о крестьянах закрепили крепостное право.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. В возрастной психологии прослеживается, как дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом. С другой стороны, развитие ребенка зависит от содержания обучения и той ф ...

Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений ...

Характеристика воспитательных систем
Здесь мы приведем примеры противоречащих друг другу воспитательных систем внутри одной семьи. Дадим характеристику соответствия средств и методов воспитания его целям, типу семейных взаимоотношений, особенностям личности ребенка. Будущие ...