В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относят эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями - чувством голода, жажды, половым влечением, оборонительным инстинктом. Переживание этих эмоций формирует мотивы определенных поступков: избегание болевых раздражителей, поиск пищи, сексуального партнера и т.д. Повторное удовлетворение таких потребностей формирует и закрепляет поведенческие стереотипы. А.Н. Леонтьев дает следующее определение эмоциям: "Эмоции – есть переживания, отражающие соотношение потребностей человека и возможностей их удовлетворения."
На основе простых эмоций формируются присущие только человеку высшие социальные эмоции (или чувства), которые возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. К ним относятся: чувство долга, ответственности, солидарности, дружбы, творческого вдохновения и другие.
С. Л. Рубинштейн в своих трудах выделяет три основных уровня многообразных проявлений эмоциональной сферы личности /20, с. 552/.
Первый - это уровень органической аффективно - эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Они могут носить специализированный местный характер и выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий характер, выражая общее органическое самочувствие человека. Эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Например, чувство беспредметной тоски, беспредметной тревоги или радости отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром.
Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию составляют более высокий уровень эмоциональных проявлений. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. Беспредметная тревога сменяется страхом перед чем-то. Человеку может быть "вообще" тревожно, но боятся люди всегда чего-то, удивляются чему-то и любят кого-то. На уровне органической аффективно-эмоциональной чувствительности чувство непосредственно выражало состояние организма, находящегося в определенных отношениях с окружающей действительностью. Но само отношение не являлось осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Предметные чувства – это чувства, которые дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность и качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. В центре моральных чувств – человек. Моральные чувства выражают в форме переживания отношение человека к человеку, человека к обществу. Их многообразие отражает многообразие человеческих отношений.
Высшим звеном в сложных взаимоотношениях эмоциональной и интеллектуальной сферы у человека является познавательный аспект эмоций в их высших проявлениях. Связь чувства с предметом, который его вызывает и на который оно направлено, выступает особенно ярко в эстетических переживаниях. Чувства в своеобразных специфических формах выполняют познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанно объективированный характер.
Таким образом, на основании приведенной информации, можно сделать следующие выводы:
1. Эмоции – это психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов (внутренних и внешних) с точки зрения жизнедеятельности человека.
2. Чувства – более длительные состояния, чем эмоции и связаны с социальной сферой.
Другие материалы:
Методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского
периода
Большинство психологов XIX и начала XX в. исходили еще из всеобщности «романтической» модели юности. Начиная с 1920-х годов, картина постепенно меняется. Серьезный удар по «универсальному» образу юности был нанесен этнографическими исслед ...
Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений ...
Эмоциональные приемы воздействия
Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.
Исследование психологическ ...
Главные разделы