Общая характеристика эмоций

Другая психология » Роль эмоций в жизни человека » Общая характеристика эмоций

Страница 1

В настоящее время большинство психологов считают, что эмоции – это не простой феномен. И поэтому существуют множество подходов к определению «эмоции».Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разрушают и дезогранизуют поведение человека. Другие же, напротив, говорят о том, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Однако, все они сходятся в одном – любое определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, характеризующие его:

1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции (импрессивный);

2) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма (физиологический);

3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице (экспрессивный) [9, с.410].

Необходимо отметить, что эмоциональный мир личности довольно долго оставался неизученным, ему просто напросто не уделяли должного внимания. Исследователи этой области психологии высказывают множество теорий происхождения и сущности эмоций. Но это множество имеет свой недостаток – нет единого и точного определения эмоций. Каждый исследователь прелагает свое определение эмоций в силу своих взглядов.

Остановимся на их рассмотрении более подробно.

1. Лебединский говорит о том, что эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности [5, с.134].

2. Эмоции в понимании П. К. Анохина есть физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [1, с. 177].

3.Эмоциональные процессы, по Рейковскому, – это специфический класс процессов психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида [13, с.465].

4. Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

5. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (Леонтьев, Судаков) [13, с.162].

Веккер в своей книге “Психические процессы” говорит о том, что определения эмоций включают в свой состав понятие “отношения”, так как эмоции ближе всего связаны с отношениями субъекта к объектам, которые его окружают и входят в контекст основных жизненных событий [14, с.28].

Если рассматривать эмоции как переживания событий и отношений в противоположность когнитивным процессам как знанию об этих событиях и отношениях, то это определение будет недостаточно уже хотя бы потому, что оно описывает эмоции в терминах именно видовых характеристик и не заключает в себе родового признака.

Веккер подводит нас к выводу о том, что “нет оснований строить определение эмоций, выводя это понятие за пределы объема концепта “отражение” или противопоставляя и включая в один видовой ряд понятия “отражение”, “переживание”, “выражение”. “Эмоция” как вид, находясь в пределах своего ближайшего рода (психические процессы), остается вместе с тем и внутри более широкого объема концепта “отражение” [14, с.31].

Остановимся на следующем определении данного психического процесса, которое на наш взгляд более полно дополняет суть исследуемого понятия.

Итак, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [6, с.211].

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Хотя они и отличаются от других психических процессов, все же отделить их трудно, так как они сливаются в едином переживании человека.

В работах В. В. Давыдова, посвященных развивающему обучению, показано, что эмоциональные процессы играют роль «механизмов эмоционального закрепления», образования аффективных комплексов [15, с.214].

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру [5, с.173]. Не менее важно и то, что эмоции не просто осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Человек занимает к событию определенную позицию. И эта позиция всегда пристрастна, так как она не производит чисто рациональную оценку, а включает эмоциональное переживание.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Повторные браки
Ожидание людей по поводу другого (не такого!) брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидание Нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего, - и все проблемы решены. Они забывают, чт ...

Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков
Актуальность и значимость проблемы становления автономии в подростковом возрасте обусловлена множеством факторов: это и социальные изменения, требующие большей инициативности, самостоятельности и самовыражения от личности, и теоретические ...

Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина
А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы: 1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых ...