В наш век научно-технического прогресса, когда современный человек все большее количество времени проводит перед монитором компьютера, когда удельный вес живого общения становится все ниже, а качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами», эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и приоритетность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, как один из источников познания окружающей действительности.
У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, несмотря на то что интеллект стал орудием производства, а наука – судьбой, все же склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации.
Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [7, с.69].
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [4, с.94].
Большинство людей знают, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение – видя грязь, гнев – будучи оскорбленным и вину – уклоняясь от ответственности за близких.
Так отсутствие эмоционального общения, интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому развитию младенца, к частым болезням, ущербной эмоциональности, холодности, низкой способности к сопереживанию и сочувствию. А без всего этого ребенок, повзрослев, не сможет стать полноценным членом общества.
Из этого мы можем сделать вывод, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Они являются не только оценкой законченных действий. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием и исключительной важностью роли человеческих эмоций. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
- Общая характеристика эмоций
- Функции эмоций
- Взаимосвязь эмоций и деятельности
- Влияние эмоций на познавательную деятельность человека
- Оценка собственного эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности в целом
- Заключение
Другие материалы:
Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержа ...
Общение детей в семье
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проя ...
Понятие психической травмы
Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого челов ...
Главные разделы