Ревность в супружеских конфликтах

Страница 2

В эмпирическом исследовании принимали участие 156 студентов дневного и вечернего отделения 3 курса психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в возрасте от 18 до 25 лет, из них 128 женщин и 28 мужчин.

Для исследования особенностей категоризации ситуаций нами была введена шкала субъективной ситуации неопределенности, требующая от испытуемого оценки по 5-балльной шкале трудности таких ситуаций (он их должен был самостоятельно представить). Для изучения предпочтения стратегий совладания использовалась методика многомерного измерения копинга CISS в апробации Т.Л. Крюковой (2009). Для исследования самооценки (СО) ума использовалась методика ГОУ, в которой испытуемый ранжировал своих одногруппников по этому качеству. В результате место, поставленное себе самому, выступило показателем косвенной самооценки.

В результате дисперсионного анализа (ANOVA) были выявлены эффекты влияния уровня субъективной оценки ситуации неопределенности на частоту выбора стратегий совладания. Субъективная оценка трудности ситуации испытуемыми значимо связана с выбором ими проблемно-ориентированного копинга (F(4,151)=3,41,ρ=0,011). При этом не было получено статистически значимых различий между типами ситуаций неопределенности, т.е. различия внутри пяти групп распределены незначительно и только на уровне группы дают кумулятивный эффект. Субъективная оценка трудности значимо влияет также не предпочтения эмоционально - ориентированного копинга (F(4,151)=14,91,ρ=0,001). Мы получили статистически значимые различия между некоторыми типами ситуаций неопределенности, что позволяет в какой-то степени их дифференцировать.

В результате корреляционного анализа была получена значимая отрицательная связь между СО ума и шкалой ПОК (ρ =-0,021, ρ<0,01) и значимая положительная связь между СО ума и шкалой ЭОК (ρ =0,001, ρ<0,005) (шкалы инвертированы). Испытуемые, имеющие высокие показатели СО ума предпочитают проблемно-ориентированный стиль совладания, испытуемые, имеющие низкие показатели СО ума предпочитают эмоционально-ориентированный стиль совладания, что согласуется с результатами, описанными выше.

Вычисленные по выборке средние показатели трех стилей совладающего поведения и пяти типов субъективных оценок трудности ситуации неопределенности позволяют заключить что, по крайней мере, для двух видов копинговых реакций можно предполагать их связь с субъективными оценками трудности ситуаций неопределенности. Испытуемые, имеющие высокие показатели по проблемно - ориентированному копингу, рассматривают ситуации неопределенности как не трудные, и далее, с уменьшением показателей по шкале ПОК возрастает оценка трудности ситуации неопределенности.

Проблемно-ориентированные стратегии направлены на рациональный анализ проблем, на создание и выполнение плана ее разрешения. Такой подход к решению проблем требует определенного контроля над ситуацией, и испытуемым с высокими оценками по ПОК это, видимо, удается. Напротив, испытуемые с высокими показателями по шкале ЭОК оценивают ситуации неопределенности как очень трудные. Эмоциональное реагирование на ситуацию не сопровождается конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечение других в свои переживания, желание отвлечься либо компенсировать свои отрицательные переживания. Человек предполагает, что ситуация может измениться каким-то случайным образом в лучшую сторону без участия в ней его самого. Частота предпочтения стратегий, направленных на избегание, примерно одинакова для всех типов ситуации неопределенности. Можно предположить, что ситуация неопределенности выступает для таких студентов в качестве стрессовой. Сравнивая наши результаты с полученными на других выборках (Т.Л. Крюкова , 2004) мы установили, что средние показатели по шкалам проблемно - ориентированного и эмоционально - ориентированного копингов соответствуют установленным нормам для взрослых, но показатель копинга, направленного на избегание, у наших студентов незначительно превышает показатель нормы.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Социальные факторы.
Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни ч ...

Основные направления работы, организационные формы и эффективные методыдеятельности военного психолога
Психологи военных частей проводят реабилитационную работу, как в районе боевых действий, так и в мирных условиях, органично включая свою деятельность в трехуровневую систему реабилитации. На технологическом и методическом уровнях при рабо ...

Ощущение
Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и в ...