Ревность в супружеских конфликтах

Страница 2

В эмпирическом исследовании принимали участие 156 студентов дневного и вечернего отделения 3 курса психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в возрасте от 18 до 25 лет, из них 128 женщин и 28 мужчин.

Для исследования особенностей категоризации ситуаций нами была введена шкала субъективной ситуации неопределенности, требующая от испытуемого оценки по 5-балльной шкале трудности таких ситуаций (он их должен был самостоятельно представить). Для изучения предпочтения стратегий совладания использовалась методика многомерного измерения копинга CISS в апробации Т.Л. Крюковой (2009). Для исследования самооценки (СО) ума использовалась методика ГОУ, в которой испытуемый ранжировал своих одногруппников по этому качеству. В результате место, поставленное себе самому, выступило показателем косвенной самооценки.

В результате дисперсионного анализа (ANOVA) были выявлены эффекты влияния уровня субъективной оценки ситуации неопределенности на частоту выбора стратегий совладания. Субъективная оценка трудности ситуации испытуемыми значимо связана с выбором ими проблемно-ориентированного копинга (F(4,151)=3,41,ρ=0,011). При этом не было получено статистически значимых различий между типами ситуаций неопределенности, т.е. различия внутри пяти групп распределены незначительно и только на уровне группы дают кумулятивный эффект. Субъективная оценка трудности значимо влияет также не предпочтения эмоционально - ориентированного копинга (F(4,151)=14,91,ρ=0,001). Мы получили статистически значимые различия между некоторыми типами ситуаций неопределенности, что позволяет в какой-то степени их дифференцировать.

В результате корреляционного анализа была получена значимая отрицательная связь между СО ума и шкалой ПОК (ρ =-0,021, ρ<0,01) и значимая положительная связь между СО ума и шкалой ЭОК (ρ =0,001, ρ<0,005) (шкалы инвертированы). Испытуемые, имеющие высокие показатели СО ума предпочитают проблемно-ориентированный стиль совладания, испытуемые, имеющие низкие показатели СО ума предпочитают эмоционально-ориентированный стиль совладания, что согласуется с результатами, описанными выше.

Вычисленные по выборке средние показатели трех стилей совладающего поведения и пяти типов субъективных оценок трудности ситуации неопределенности позволяют заключить что, по крайней мере, для двух видов копинговых реакций можно предполагать их связь с субъективными оценками трудности ситуаций неопределенности. Испытуемые, имеющие высокие показатели по проблемно - ориентированному копингу, рассматривают ситуации неопределенности как не трудные, и далее, с уменьшением показателей по шкале ПОК возрастает оценка трудности ситуации неопределенности.

Проблемно-ориентированные стратегии направлены на рациональный анализ проблем, на создание и выполнение плана ее разрешения. Такой подход к решению проблем требует определенного контроля над ситуацией, и испытуемым с высокими оценками по ПОК это, видимо, удается. Напротив, испытуемые с высокими показателями по шкале ЭОК оценивают ситуации неопределенности как очень трудные. Эмоциональное реагирование на ситуацию не сопровождается конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечение других в свои переживания, желание отвлечься либо компенсировать свои отрицательные переживания. Человек предполагает, что ситуация может измениться каким-то случайным образом в лучшую сторону без участия в ней его самого. Частота предпочтения стратегий, направленных на избегание, примерно одинакова для всех типов ситуации неопределенности. Можно предположить, что ситуация неопределенности выступает для таких студентов в качестве стрессовой. Сравнивая наши результаты с полученными на других выборках (Т.Л. Крюкова , 2004) мы установили, что средние показатели по шкалам проблемно - ориентированного и эмоционально - ориентированного копингов соответствуют установленным нормам для взрослых, но показатель копинга, направленного на избегание, у наших студентов незначительно превышает показатель нормы.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются ...

Организация исследования памяти у детей дошкольного возраста
Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Именно поэтому я привожу пример упражнений (Приложение 1,2,3,4) на развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ ...

Ценности как индивидуальный и социальный феномен
Проблематика ценностей находится на пересечении нескольких разделов психологии и смежных наук. Ценности, их система являются очень важным аспектом личности. Система ценностей как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспек ...