Характеристика критических ситуаций межличностных отношений родителей и детей в разных возрастах

Другая психология » Семья и межличностные отношения » Характеристика критических ситуаций межличностных отношений родителей и детей в разных возрастах

Страница 1

На протяжении многих лет в теории и практике воспитания господствовало представление о ребенке как о маленьком, несовершенном взрослом, который отличается от полноценного взрослого лишь тем, что недостаточно развит физически, интеллектуально и нравственно (соответственно задача воспитания виделась в том, чтобы наилучшим образом преодолеть этот разрыв). Исследованиями многих ученых, специалистов в области детской психологии, была установлена истина, сегодня кажущаяся очевидной: детство не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, качественно своеобразный этап жизненного пути. Столь же очевидно, что становление личности осуществляется неравномерно, в несколько этапов, характеризующихся присущими им особенностями. Родителям и воспитателям в первую очередь бросается в глаза то, что на каких-то отрезках возрастного развития ребенок становится неуживчивым, непослушным, "трудным".

Психологи не могли обойти вниманием то, что очевидно любому родителю: неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. Некоторые исследователи (З. Фрейд) рассматривали такие моменты как "болезнь развития", отрицательный результат столкновения развивающейся личности с действительностью [2; с. 43].

В отечественной науке понятие возрастного кризиса было разработано Л.С. Выготским.

Выготский описал следующие возрастные кризисы: новорожденности — отделяет внутриутробный период развития от младенческого возраста; первого года — отделяет младенчество от раннего детства; трех лет — переход к дошкольному возрасту (отметим, что в рамках существующей периодизации развития собственно дошкольным возрастом называется период от трех до семи лет); семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка — возникает новый тип отношений со взрослыми, один вид ведущей деятельности сменяется другим (так, дошкольник, ориентированный преимущественно на игру, становится младшим школьником и переориентируется на учебную деятельность).

Рассмотрим в качестве примера кризис трех лет. В раннем возрасте характер взаимоотношений ребенка и взрослого определяет взрослый, ему принадлежит руководящая и организующая роль. Но на третьем году жизни ребенок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как к самостоятельному Я. Успехи в развитии изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, в пределах своих возможностей ребенок стремится действовать уже без помощи и руководства. Взрослый, сохраняя прежний тип отношений, тем самым ограничивает активность ребенка [8; с. 177].

Стремление быть как взрослые может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре трехлетний ребенок может сходить в магазин, сварить обед, слетать в космос и т. п.). Поэтому кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Таким образом, возрастной кризис — закономерный и необходимый этап развития ребенка. Понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски, оно означает скорее "перелом", а не "катастрофу". Однако нередко критический возраст сопровождается проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источником происходящего служит противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках критического возраста у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризиса оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.

Подлинную революцию в вопросе о критическом возрасте произвели открытия американского антрополога Маргарет Мид. Она изучала социальные и психологические механизмы становления личности в рамках различных культур, в том числе и в примитивных сообществах в самых отдаленных уголках планеты [13; с. 65].

В западной культуре так называемый пубертатный скачок в развитии признается главным образом на словах. В реальности же к подростку, стремящемуся войти в мир взрослых, еще долго продолжают относиться как к ребенку.

Совершенно очевидно, что трудности критического возраста вовсе не являются неизбежными. Главное - не допускать или по крайней мере не усугублять противоречий между растущими возможностями, стремлениями ребенка и условиями его жизни (прежде всего стилем воспитательного воздействия).

Характерно, что затруднения обычно возникают у ребенка в общении с теми людьми, которые сковывают его растущую активность. Поэтому главная задача родителей - постараться самим не быть препятствием на пути развития ребенка, не цепляться за устаревшие нормы и представления.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Основные направления работы телефона доверия
Телефон доверия осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: оказание экстренной психологической помощи; *телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности; ...

Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов
В 60-е годы в СССР были четыре ведущих теории личности – московской деятельностной школы, представленной версиями А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович, ленинградской школы, сформулированной в работах Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, грузинской шко ...

Уровни управления стрессом
Чтобы понять, какими бывают уровни управления стрессом, давайте представим себе дерево стресса. Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит с ...