Роль сценария брачных отношений в семье в формировании личности подростка

Другая психология » Роль сценария брачных отношений в семье в формировании личности подростка

В современном обществе происходит трансформация традиционных моделей поведения, идет переоценка ценностей, которые дети и подростки могут фиксировать в своем сознании, что проявляется в изменении поведения. Гендерная социализация реализуется через усвоение индивидом содержания женской или мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов и ценностных ориентаций, характерных для того или другого пола.

Особый интерес для нашего исследования представляет процесс формирования у подростков сценариев родительства, моделей поведения в семье и семейных ролей и влияние на этот процесс опыта, полученного в родительской семье. Именно на данном возрастном этапе происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятие других. На основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании представлений и социальных установок. Именно эти особенности подросткового возраста вызывают интерес для исследования сценария родительства, как одного из главных аспектов жизни.

В данном исследовании были использованы следующие методики: сценарный вопросник (Э.Берн); функционально-ролевая согласованность (С.В. Ковалев).

В исследование принимали ученики 10-11 классов в возрасте 16-17,5 лет, среди них 20 девушек и 20 юношей.

Результаты проведенной работы показали, что традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у подростков проявляются гендерные стереотипы, и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности. Они считают, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем. Гендерные роли и основанное на половой принадлежности разделение труда способствует развитию навыков воспитания детей у девушек, но не у юношей. Следует отметить, что на неравномерное распределение домашних обязательств влияют особенности социализации, в результате чего, юноши не знают, как нужно делать уборку, готовить или обращаться с детьми. Ранний опыт социализации мог не позволить юношам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних работ. Девушек просят делать больше работ по дому, чем юношей, и они значительно чаще занимаются приготовлением пищи, стиркой и уборкой. Кроме того, поскольку дети обращают больше внимания на модели, имеющие отношение к их полу, юноши не придают большого значения тому, что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не усваивают более детализированные схемы домашних работ, которыми овладевают представительницы женского пола. Кроме того, проявляется тенденция у подростков к стремлению внесения примерно равного вклада в материальное благосостояние семейного союза, совместное ведение домашнего хозяйства, сообща принимать все важнейшие решения и в равной степени заниматься уходом за детьми и их воспитанием.

Другие материалы:

Основные методы психологии
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета – от того, что она изучает. Методы детской психологии – это ...

Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержа ...

Правильное дыхание и техника расслабления
Неудивительно, что большинство из нас воспринимают дыхание и расслабление как само собой разумеющееся. Разве мы не знаем, как дышать? Слава Богу, делаем это с самого рождения и, наверное, неплохо, коли живем. Как расслабиться? Да проще п ...