Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков

Другая психология » Роль сценария брачных отношений в семье в формировании личности подростка » Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков

Актуальность и значимость проблемы становления автономии в подростковом возрасте обусловлена множеством факторов: это и социальные изменения, требующие большей инициативности, самостоятельности и самовыражения от личности, и теоретические основы психологии развития, определяющие развитие автономии одним из наиболее важных процессов в развитии подростка, а также неоднозначность самого теоретического конструкта автономии в современной науке. Традиционно в качестве референтной группы подросткового возраста, оказывающей на развитие подростка наибольшее влияние, указывают группу сверстников. Однако и роль родителей в процессе развития подростков нельзя недооценивать, особенно в процессе становления самостоятельности: развитие автономии в рамках детско-родительских отношений тесно связана с развитием автономии как личностного конструкта. Целью нашего исследования стало изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В качестве основной гипотезы выступило предположение, что процесс формирование автономии у подростков связан с такими сферами значимых отношений, как отношения с родителями и со сверстниками, но роли этих коммуникативных контекстов в формировании автономии подростка различны. Для изучения развития автономии подросткового возраста, основных характеристик детско-родительских отношений и особенностей отношений подростков со сверстниками мы использовали авторские методики «Опросник автономии» и «Аутосоциометрия» (модификация методики КОС), а также методики «Подростки о родителях» и «Взаимодействие ребенок-родитель» И.М. Марковской. В исследовании участвовали 109 подростков в возрасте 14-16 лет. В целом, полученные в результате корреляционного анализа данные подтвердили гипотезу о связи некоторых особенностей отношений с родителями и со сверстниками с уровнем развития автономии подростков. Так, развитие автономии подростков связано с такими характеристиками детско-родительских отношений, как директивность родителей и с враждебностью, испытываемой подростком во взаимодействии с родителями. Директивность родителей, то есть, командный стиль взаимодействия с ребенком, требования беспрекословного подчинения, наличие большого количества правил и требований как в семейных, так и в личных делах подростка связано с более низким уровнем формирования его автономии – особенно в когнитивном и поведенческом аспектах. Уровень становления автономии подростка также отрицательно связан со степенью контроля родителей. Особо чувствительным к чрезмерному контролю со стороны родителей оказались поведенческий и когнитивный аспекты автономии подростка. Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень опеки со стороны родителей, навязчивость и стремление контролировать подростка во всем – вплоть до мелочей, негативно сказываются как на общем уровне развития автономии подростка, так и особенно на операционально-технической сфере. Важно, однако, отметить, что полное отсутствие контроля нередко трактуется как дистанцированность родителя. В этом смысле интересна полученная в ходе анализа связь уровня поведенческой автономии и наличия сотрудничества родителя и подростка. Партнерские отношения, признание прав и достоинств как родителя, так и ребенка, включенность во взаимодействие – все это положительно сказывается на уровне развития автономии. С поведенческим аспектом автономии также отрицательно связана такая характеристика детско-родительских отношений, как враждебность: неудовлетворенность отношениями, ощущение постоянного порицания со стороны родителей не способствует развитию поведенческой автономии. Взаимодействие со сверстниками в подростковом возрасте является важной составляющей развития. От того, какие отношения устанавливаются, от характера общения и взаимодействия во многом зависит и формирование личности подростка в будущем. При изучении связи автономии подростка и особенностей взаимодействия со сверстниками были получены значимые связи уровня развития автономии и таких особенностей взаимоотношений со сверстниками, как тревожность, связанная с общением; взаимопомощь; общая оценка количества друзей; легкость установления первого контакта; ощущение эмоциональной поддержки со стороны друзей; общая самооценка «я как друг»; базовое доверие как общая характеристика дружелюбности в отношениях.

Другие материалы:

Феномен сегрегации государственного учреждения
Рассмотренное А.А. Темкиной понятие гендерного контракта разрабатывалось для описания доминантных типов отношений между полами и их динамики. Контракт описывается как правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение тр ...

Свойства нервной системы
Понятие о свойствах нервной системы было введено в физиологию И. П. Павловым .Согласно определению Б. М. Теплова, под свойствами нервной системы следует понимать ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальны ...

Формирование первого впечатления
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы быв ...