Структурирование жизненного мира в ходе работы горя

Другая психология » Секты или религия как инструменты преодоления горя » Структурирование жизненного мира в ходе работы горя

Страница 1

Процесс переживания горя и утраты был описан в работах З.Фрейда «Печаль и меланхолия», Э.Линдеманна «Клиника острого горя», Ф.Е.Василюка «Пережить горе», М.Ш.Магомед-Эминова «Трансформация личности». Исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как человек преодолевает горе, справляется с ним. Начиная с Фрейда, который писал о «работе горя», в психологии разрабатывается идея об особой работе, которую осуществляет личность человека при утрате близкого.

Одно из направлений исследования горя - выявление и описание стадий прохождения человеком чувства утраты. Жизненный мир человека претерпевает кардинальные изменения: он сужается и становится полностью зависимым от случившегося, происходит фиксация на травмирующем событии. Горе охватывает все сферы жизни человека, и лишь пройдя определенные фазы, он преодолевает это состояние, продолжает жить дальше, сохраняя память об умершем. Неизбежна идеализация образа умершего, но со временем он занимает свое место в сознании человека.

Выделяя различные формы горя, мы останавливаемся на работе горя в ее нормальном проявлении. Симптоматику болезненных реакций горя, обозначенную как «синдром горя» мы выносим за рамки данной работы.

Рассмотрение утраты в контексте жизненного мира личности человека позволит расширить горизонт проблемы из узко-клинических трактовок в ракурс человеческой жизни, судьбы, в ее онтико-темпоральном, пространственном и смысловом измерении. (Магомед-Эминов М.Ш., 2006).

В попытке ответить на вопрос: «Почему человек в такие периоды своей жизни обращается к религии, и не признает психологической помощи?», целесообразно уделить особое внимание методам воздействия церкви и сравнить их с методами воздействия, применяемыми профессиональными психологами при оказании психологической помощи.

В России в настоящий момент сложилась непростая ситуация, связанная с деятельностью различного рода религиозных организаций. В средствах массовой информации то и дело появляются новые сообщения, связанные с проводимой ими деятельностью. В какой то мере деятельность новых религиозных организаций можно назвать террористической, только, в отличие от обычных террористов, объектом атаки становится не тело, а психика людей. Конечно, по сравнению с 90-ми г.г. прошлого века, ситуация улучшилась, однако остается все еще напряженной. Этому способствует как недостаточная разработанность законодательства, так и слабая профилактическая работа, проводимая в обществе.

Целью нашего исследование было изучение «образа сектанта» в среде молодежи. Данное исследование направлено на выявление особенностей восприятия молодыми людьми представителей религиозных сект. Данное исследование позволяет выявить отношение к сектантам в молодежной среде, и, как следствие, сделать предположение об устойчивости молодежи к воздействию агитации новых религиозных организаций.

Методы исследования.

Для исследования нами был использован тест установок личности на себя: «Кто я?» (или тест «Двадцать утверждений»), предложенный М. Куном и Т. Макпартлэндом, в модификации Румянцевой Т.В Однако, ввиду трудностей, возникающих у испытуемых в процессе заполнения бланка, тест был дан в сокращенном варианте (использовалось только десять утверждений). Так же испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Кто такой, по Вашему мнению, представитель религиозной секты?» (десять утверждений). Для анализа использовались категории, предложенные Т.В. Румянцевой: «Социальное Я» (семья, группы, вероисповедание и т.д.), «Коммуникативное Я» (друзья, общение), «Материальное Я» (что имеет человек), «Физическое Я» (внешность), «Деятельное Я» (интересы, самооценка деятельности), «Перспективное Я» (виды на будущее), «Рефлексивное Я» (описание своих качеств).

Выборка составила 50 человек в возрасте от 18 до 23 лет, 36 женщин и 14 мужчин. Исследование проводилось в городе Ярославле в 2008 году.

При этом для самоописания использовались категории следующей эмоциональной окраски. «Образ я»: положительная (хороший, добрый и т.д.) – 50,5%; нейтральная (человек, студент, личность и т.д.) – 42,1%; отрицательная (ленивый, агрессивный и т.д.) – 7,4%. «Образ сектанта»: положительная (верующий, лидер) – 12,7%; нейтральная (человек, странный и т.д.) – 11,5%; отрицательная (террорист, сумасшедший и т.д.) – 75,9%.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности
Каждое лето родители сталкиваются с проблемой отдыха своих детей. Очень часто они отправляют их в детские летние или оздоровительные лагеря, санатории или центры отдыха. На протяжении трех - четырех недель с детьми постоянно взаимодейству ...

Нефармокологические зависимости
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отно­шений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. Из вышеперечислен ...

Уровни управления стрессом
Чтобы понять, какими бывают уровни управления стрессом, давайте представим себе дерево стресса. Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит с ...