Проводия наблюдение за детьми старшей ясельной группы (от 2 лет до 2 лет 10
месяцев). На уроке музыки были отобраны движения, где участвовали ноги: пляска «Юрочка» — сидя на стуле, дети топают одной ногой; «русская пляска» — топание одной ногой, но уже стоя. Учитывалось, какой ногой дети притопывали постоянно. Воспитатель показывал движение, одни раз притопывая правой ногой, а другой раз — левой. Оказалось, что при первом танце около 72 % детей обнаружили большую пли меньшую склонность к использованию при притопывании правой ноги, 13,5 % использовали левую ногу, около 15 % — ту и другую ногу. Во втором танце число правоногих было примерно тем же (68 %). Таким образом, из этих данных можно сделать вывод, что уже в возрасте 2 лет опорной у большинства детей является левая нога. Изучение мною предпочтения той или иной ноги в качестве толчковой или маховой среди школьников и спортсменов (в том числе и сильнейших легкоатлетов нашей
страны) показало следующее. Учащиеся старших классов (217 человек) во время соревнований по прыжкам в длину в половине случаев отталкивались правой ногой, а в половине — левой. Такое же соотношение найдено у взрослых спортсменов — прыгунов в длину, а также у бегунов-барьеристов на дистанцию 110 м. У
прыгунов в высоту (248 человек) в 66 %
случаев толчковой была левая нога. Такой
же процент случаев в пользу левой (отталкивающейся сзади) ноги найден у
сильнейших спринтеров страны. У бегунов-барьеристов на 200
и 400
м, а также у
бегунов в стипль-чезе, которым нужно преодолевать барьеры и на вираже, т. е. совершать на нем небольшое вращение влево, в абсолютном большинстве случаев толчковой являлась правая нога, а маховой — левая. Это давало им возможность при
преодолении барьера располагаться ближе к бровке, как бы «облизывая» ее.
У барьеристок, специализировавшихся в беге на 80
м, в большинстве случаев толчковой была левая нога. Это можно объяснить тем, что они, как правило, зани
занимаются еще и многоборьем, в которое входят прыжки в высоту. Очевидно, спортсменкам легче выступать в упражнениях многоборья, если они используют для толчка одну и ту же ногу. Это подтверждают данные обследования многоборцев: у
них совпадение толчковой ноги в прыжках в длину, высоту и с шестом, а также в
барьерном беге наблюдалось в 85 %
случаев. Правая нога использовалась большинством детей в возрасте от 6
до 16
лет при ударе по мячу (в 90-96 % случаев), левая нога являлась толчковой, а правая — маховой при прыжке с преодолением препятствия у 65-78 % детей, опорной ногой при поддержании равновесия левая была у 55-70 % исследуемых, в остальных пробах (подскоки на одной ноге, прыжок в длину) наблюдалось примерное равенство в предпочтении правой и левой ноги. Приведенные факты показывают, что праворукость и функциональная асимметрия ног — явления не равнозначные и механизм их появления разный. Если имеется множество оснований считать праворукость врожденной, то делать аналогичный вывод в отношении асимметрии ног оснований немного. Скорее следует признать, что асимметрия ног формируется в течение жизни. Так, по моим данным, с возрастом увеличивается количество школьников, отмечающих у себя наличие толчковой ноги (с 0 % в первом классе до 52-67 % в старших классах). При этом выявляются половые различия: мальчиками толчковая нога обозначается чаще, чем девочками (соответственно в 48 и 27 % случаев). Аналогичные данные получены и А.А. Поцелуевым: в младших классах толчковая нога была только у 30 % школьников, а в старших классах — у 70 %. Кроме того, в одном из обследованных мною классов толчковой ногой при прыжках в длину у большинства школьников оказалась левая (обычно правая и левая нога в этом упражнении используются одинаково часто, о чем говорилось выше). Выяснилось, что почти все они играют в баскетбол, где при бросках мяча в корзину правой рукой толчковой ногой является левая.
Другие материалы:
Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации
развития в онтогенезе
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития ...
Частный аспект аналитических отношений
Некоторые основные аспекты аналитических отношений часто происходит молча как само собой разумеющееся во время ранней, но продолжительной фазы анализа. Однако это не является второстепенным. С некоторыми пациентами, сессии монотонно продо ...
Развитие представлений о саморегуляции.
Способность к регуляции психических процессов и состояний отличалась еще в работах Аристотеля.
К научному исследованию саморегуляции как специфического процесса в живых системах приступили в начале ХХ века.
Идея регуляции поведения как ...
Главные разделы