Предпочтение в использовании одной из симметричных конечностей при осуществлении инструментальных действий

Другая психология » Роль психомоторики в жизни человека » Предпочтение в использовании одной из симметричных конечностей при осуществлении инструментальных действий

Страница 1

Асимметричное использование рук. Известно, что люди делятся на праворуких и леворуких. Это означает, что для освоения многих различных инструментальных действий люди предпочитают использовать в качестве ведущей какую-нибудь одну руку (в 80-95 % случаев правую). Подробно вопрос о право-леворукости рассмотрен мною в книге «Дифференциальная психофизиология» (СПб.: Питер, 2001), поэтому здесь я остановлюсь лишь на степени различий в овладении той и другой рукой разными действиями.

Ведущая (в большинстве случаев — правая) рука в народе представляется как более ловкая. Неслучайно во многих языках слово, обозначающее ловкость, происходит от того же корня, что и слово правый, т. е. звучит как праворукость. Так, по-французски правый - droit, ловкий - adroit (и наоборот, неловкий и левый обозначаются одним словом - gauche); по-английски: dexter - правый, dexterity - ловкий; по-итальянски: destro — правый, destrezza - ловкий; по-испански: destro - правый, destreza - ловкий и т. д.

Каково преимущество правой руки в целостных двигательных актах, например в метательных движениях на дальность и точность, где проявляется не только сила и быстрота, но и координированность человека? Судя по данным Н.А. Лупандиной (1949), дальность бросков на правой руке больше, чем на левой, в 2,3 раза - у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек. По данным Е.Г. ЛевиГориневской (1937), Н.И. Белинской (1939), А.А. Поцелуева (1951), дальность бросков различных снарядов правой рукой превышает таковую левой рукой на 30-50 %. Из данных Р.И. Тамуриди следует, что и у мальчиков, и у девочек точность бросков правой рукой выше, чем левой, на 35 %. По Ф. Хеллебранду (F. Hellebrand, 1951), эффективность обеих рук в выполнении различных действий различна. Копирование осуществляется обеими руками практически одинаково (различие — 2 % в пользу правой руки). Черчение осуществляется лучше правой рукой уже на 16 %, а прокалывание — на 19 %. Такая же операция, как пунктирование, проделывается правой рукой почти в два раза эффективнее (на 96 %). Насколько степень асимметрии зависит от структуры двигательных действий, можно судить и по данным, приведенным Г. Регенером (G. Regener, 1961). Автор измерял дальность толчков и бросков мяча ватерполистами. Выполненные нами на основе этих данных вычисления показали, что при толчке разница между руками составила 35 %, а при броске — 102 % (в обоих случаях в пользу правой руки у правшей).

Асимметричное использование ног. Авторы, исходившие из перекрестной иннервации верхних и нижних конечностей при локомоции, отстаивали точку зрения, что наряду с праворукостью существует левоногость (А.И. Масюк, 1939; А.А. Поцелуев, 1960). При этом они считали, что предпочтение одной из ног, как и праворукость, является врожденным феноменом. Для выявления ведущей ноги было предложено несколько проб: прыжки (ведущая нога — толчковая), удар по мячу (ведущая нога — маховая), копание лопатой (ведущая нога — стоящая на лопате), работа на швейной машине (ведущая нога - нажимающая на педаль), натирание полов, скольжение по льду (ведущая - передняя нога), надевание брюк (ведущая - нога, первой вдеваемая в штанину), накладывание ноги на ногу (ведущая - та, которая сверху), стояние (ведущая нога - опорная). Однако при использовании этих проб сразу стали выявляться противоположные результаты. В качестве толчковой у 93-96 % обследованных ведущей была левая нога, а при ударе по мячу — у 90-98 % обследованных ведущей стала правая нога. Проба на скольжение также показала предпочтение правой ноги. Ведущей была правая нога и в пробе «накладывание ноги на ногу», и при работе на швейной машине, и при надевании брюк. Следовательно, будет нога ведущей или нет, зависит от того, какую функцию она выполняет в предлагаемых испытуемым пробах: опорную (толчковую) или маховую. Но и в случае выполнения опорной или толчковой функции многое зависит от особенностей действия. Так, по данным ряда авторов (Э. X. Амбаров, В. Староста и др.) при прыжках в высоту левая нога была толчковой у 65-89 % прыгунов, а при прыжках в длину — только у 48-59 % прыгунов.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Роль игры в развитии мышления
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включ ...

Что такое психомоторика
Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал ученых — анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, но причины, вызывающие движение, оставались невыяв ...

Формирование первого впечатления
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы быв ...