Концептуальная модель Семёнова И.Н.

Другая психология » Рефлексивные процессы в управлении » Концептуальная модель Семёнова И.Н.

Страница 2

Рассмотренная концепция рефлексивной организации мышления существенно обобщает представления о структуре мыслительной деятельности человека. В концепции показано определяющее влияние смыслового движения на развитие предметного содержания при решении задачи.

Данная модель Семёнова И.Н. отражает главные тенденции современной психологии творчества: системное изображение индивидуальной познавательной деятельности, взаимодействие не только интеллектуалистической, но и рефлексивно-деятельностной, личностно-мотивационной, - другими словами, социально-детерминированные сферы человеческой деятельности.

В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии.

Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 страницы?»

R1: 10

R2: 3

R3: не все цифры

R4: пустые страницы (0 цифр)

R5: словами

R6: дурацкая задача, нужны дополнительные условия

Первоначально при прочтении задачи возникают отдельные представления. В данном случае: «цифра», «нумерация», «книга», «число 634», «страница». Эти отдельные представления служили предметом изучения ассоцианизма, эмпирической психологии. 1ый рефлексивный акт

при решении данной задачи – доопределение условий задачи

, доопределение неизвестных представлений в контексте известных с использованием 3хосновных видов ресурсов:

· Проблемно-конфликтная ситуация с её противоречивостью

· Личный опыт, наши знания

· Инновационный ресурс, рефлексивно-творческий потенциал

Затем возникает интенция. Другими словами, происходит 2ой рефлексивный акт: избрание стратегии поиска.

В данном случае мы задаёмся вопросом «Сколько?» Мы выбираем стратегию чуда: смотрим – не думаем - быстрый ответ. При этом мы используем знаниевые средства и представляем цитату уже известных нам знаний в виде ответа. (R1-R6). Причём сначала мы даём ответ правильный, но тривиальный

(цифр всего 10). Затем неправильный, поверхностный

(3 цифры: видим, что есть 3 цифры, но факта наличия 3х

разрядов не видим). Потом у нас наблюдается деструктивная позиция (задача дурацкая), которая заменяется конструктивной (нужны дополнительные условия). И всё же наше мышление остаётся на репродуктивном уровне, которое сводится к воспроизведению стереотипного прошлого опыта. Мы можем также использовать наглядно-действенный метод поиска решения: загибаем пальцы, пишем на листочке бумаги цифры. Интенция – это предмет изучения Вюрцбургской школы. Знаниевые средства изучаются культурно-исторической психологией, наиболее ярким отечественным представителем которой является Лев Семёнович Выготский. Сам ответ представляет непосредственный интерес для бихевиоризма.

Наш эксперимент долго оставался на операциональном уровне. Но в нашем эксперименте участвовал Юра, у которого интенция заключалась в медленном ответе, другими словами он предпочитал другую стратегию поиска решения. Он, слушая наши ответы и видя наши неудачи, делал для себя определённые выводы. Он, медленно вчитываясь в условие, задался вопросом: «А что, собственно говоря, есть нумерация?» И уже только задавшись этим вопросом, он перешёл на предметный уровень мышления. Он вспомнил, что существуют числа трёхзначные, двузначные, однозначные. И он заменил понятие «цифры» понятием «цифровые знаки». В этом и заключалась модель. Он получил ключ к решению данной задачи. Уже сама модель служит предметом изучения для гештальтпсихологии.

Рефлексивный уровень в данном примере выражался в интеллектуальном плане в виде повторения вслух условия задачи, расстановки смысловых ударений («Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 цифры?», а затем «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 цифры?»), перечитывания условии задачи.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Память как социальный акт в работах Жане
Память – это социальная реакция в условиях отсутствия. В сущности, память – это изобретение человечества. П.Жане. На концепцию памяти Выготского значительное влияние оказали работы П. Жане. Он указывал на то, что отдельный человек, в с ...

Принцип развития по С.Л. Рубинштейну
Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования внач ...

Заключение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И ...