Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии.

Другая психология » Развитие памяти у детей дошкольного возраста » Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии.

Страница 2

(III опыт), несколько хуже работали с экспериментатором (I опыт) и значительно хуже — в присутствии матери и друга. Испытуемые 6-летнего возраста показали иные результаты: они почти одинаково успешно справились с заданием, общаясь с разными взрослыми; исключение составило заучивание слов при пассивном взаимодействии со сверстниками.

Более подробный анализ итоговых воспроизведений (табл. 2) свидетельствует о том, что наряду с возрастными различиями в продуктивности памяти выявились также заметные расхождения в результатах воспроизведения у мальчиков и девочек.

Как видно из табл. 2, во всех опытах девочки в обеих возрастных группах воспроизводили слов больше, чем мальчики. Однако, обнаруженная выше тенденция, а именно то, что результаты запоминания зависят от личностной значимости присутствующего партнера, проявляется у испытуемых обоих полов.

В ходе качественного анализа были рассмотрены особенности поведения детей в разных ситуациях заучивания, отражавшие отношение детей к мнемической, репродуктивной задаче и задаче на самоконтроль.

В диаде «экспериментатор — испытуемый» (I опыт) дошкольники 4 и б лет вели себя различно. У 4-летних не наблюдалось активного желания участвовать в работе. Некоторые дети поначалу не хотели идти заниматься с малознакомым взрослым в другую комнату. Общались они с ним мало, равнодушно относились к результатам заучивания. Однако полностью от мнемической задачи не отказывались. Они нередко совмещали ее выполнение

Таблица 2

Воспроизведение слов мальчиками и девочками

Опыт

Возраст, пол детей

4 года

6 лет

девочки

мальчики

девочки

мальчики

I

8,2

6,7

10,6

8,7

II

7,3

6,4

9,7

8,6

III

8,7

7,7

10,5

8,7

IV

7,8

5,3

10,7

9,2

с самоконтролем вслух, осуществляя его лишь частично. От задачи на припоминание не отказывались, хотя отвлекались от нее довольно быстро. Для этих детей были характерны различные движения: раскачивание на стуле, скручивание подола платья, развязывание шнурков, закусывание губ, почесывание лба. Поведение 6-летних детей в этом опыте существенно отличалось от вышеописанного. В общении с экспериментатором они держались свободно, спокойно, серьезно относились к поставленным задачам. В самоконтроле некоторые из них делали много ошибок, нередко забывая об этой задаче. Однако слова они воспроизводили целеустремленно, прилагая к этому много усилий. В опыте II характер поведения детей в обеих возрастных группах резко изменился. Рассмотрим особенности поведения испытуемых в зависимости от их пола и пола партнера.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Развитие восприятие в раннем возрасте
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприяти ...

Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ. Наиболее ...

Признаки самоактуализирующейся личности
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда ...