Роль игры в развитии двигательной памяти

Другая психология » Развитие познавательных процессов в игре » Роль игры в развитии двигательной памяти

Страница 1

Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований, двигательная память в значительной мере определяет точность и координированность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В дошкольном и школьном обучении роль двигательной памяти наиболее очевидно обнаруживается на уроках физкультуры и труда [12, с.27].

В основе так называемой «моторной неловкости», характерной для значительного числа школьников, чаще всего лежит именно низкий уровень развития моторной памяти, а не анатомо-физиологические нарушения двигательного аппарата или недостаточность физической силы [1, с.143]. Исключительно важное значение имеет двигательная память и в таких сферах, как производственное обучение (в психологии труда), восстановительное обучение (в неврологии и нейропсихологии), подготовка спортсменов высокого класса и др.

Двигательная память представляет собой достаточно сложное и неоднородное явление. В ее структуре можно выделить запоминание, сохранение и воспроизведение следующих параметров движения:

- направления (в какую сторону, в какой точке оно совершается);

- расстояния (на какую длину оно совершается);

- угла поворота сустава (как и насколько смещаются относительно друг друга элементы сочленения).

Другими параметрами движения, фиксируемыми двигательной памятью, выступают скорость, ускорение и величина усилия.

Основными показателями двигательной памяти, применяемыми для характеристики любого из перечисленных параметров движения, выступают ее точность (воспроизведение заданного параметра без отклонений), объем (количество движений, заданных параметрами, которые человек способен воспроизвести), устойчивость (ухудшается или нет их сохранение под влиянием интерференции со стороны других, «сбивающихся» движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением) и прочность (как долго движение или движения помнятся) [11, с.21].

Предлагаемые упражнения просты в исполнении, для их проведения нужно иметь под рукой только лист бумаги и цветные карандаши (в приложении эти игры приведены). Первые занятия проводятся обязательно психологом, воспитателем или учителем, затем по мере усвоения основных требований заданий и нюансов их выполнения учащиеся могут действовать и самостоятельно [13, с.43]. Все занятия лучше проводить с группой из двух—четырех учащихся, чем достигается соревновательный эффект и неформальная, дружелюбная атмосфера. При выполнении заданий у ребят должны быть закрыты глаза, а на этапе проверки заданий для получения обратной связи о результатах глаза открывают.

При

написании данной работы был проведен эксперимент (констатирующий) с группой детей дошкольного возраста. В данном эксперименте использовался комплекс игр с детьми дошкольного возраста (дети 5-ти, 6-ти лет) для того, чтобы определить какую роль играет игра для развития познавательных процессов. С помощью проведенного эксперимента (констатирующего) можно выделить такие уровни развития познавательных процессов у детей:

- высокий уровень, к нему можно отнести ту группу детей, у которых высокий уровень сформированности мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного. У этих детей хорошо развито воображение, память (словесно-логическая, двигательная), они могут запоминать, сохранять и воспроизводить параметры движения (направления, расстояния). Дети могут проявлять творчество в своей работе.

- средний уровень, к нему можно отнести ту группу детей, у которых средний уровень сформированности мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного. У этих детей развита память и воображение, но некоторые ситуации они могут представить себе только с помощью подсказки. Эти дети могут запоминать, сохранять и с помощью взрослых воспроизводить параметры движения (направления, расстояния).

- низкий уровень, к нему можно отнести ту группу детей, у которых низкий уровень сформированности мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного. У этих детей плохо развита память и воображение. Эти дети не могут самостоятельно запоминать, сохранять и воспроизводить параметры движения (направления, расстояния). В их самостоятельной работе нет проявлений творчества.

В данном эксперименте использовались такие методы: наблюдение, беседа, использовался комплекс игр для развития познавательных процессов. В группе дошкольников из 20 человек, за которыми и происходило наблюдение было выявлено, что: у 4-х дошкольников высокий уровень развития познавательных процессов, у 10-ти дошкольников средний уровень развития познавательных процессов и у 6-ти дошкольников низкий уровень развития познавательных процессов.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Личность консультанта
Работа на телефоне доверия предъявляет определенные требования к качеству подготовки консультанта: он должен иметь определенный уровень образования. Наиболее предпочтительны специалисты - психиатры, психотерапевты, психологи, педагоги, со ...

Когнитивная составляющая « Я- концепции»
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных : “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “ ...

Чувство эмпатии и социализация личности
Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в е ...