С момента рождения ребенок взаимодействует с окружающими его людьми. В общении со взрослыми возникают и формируются все его психические функции [3], [11].
В советской детской психологии достаточно изучено влияние взрослого на познавательные процессы ребенка. В исследованиях генезиса памяти выявлены ее особенности и закономерности в условиях общения в диаде «экспериментатор — ребенок», где взрослый выполнял роль организатора мнемической деятельности [2] — [7], [9], [12]. Установлено, что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, память приобретает результативный и произвольный характер [4] — [7]. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы [6], [7], [12]. При повышении требований со стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия.
В условиях детского сада ситуация общения существенно оптимизируется. Это, несомненно, способствует перестройке структуры познавательной деятельности детей. Экспериментальное исследование данного вопроса представляется важным как в практическом, так и в теоретическом планах.
В советской психологии изучение эффективности решения взрослыми различных познавательных задач в условиях их активного общения проведено в 20-е гг. В.М. Бехтеревым [1], а в последнее время — Б.Ф. Ломовым [8]. В частности, обнаружено, что активное взаимодействие положительно влияет на процессы репродукции взрослыми вербального и невербального материала, стимулирует процессы самоконтроля.
Влияние присутствия других людей на эффективность индивидуальной деятельности испытуемого изучалось и в зарубежной социальной психологии [10]. Установлено, что определенные ситуации взаимодействия облегчают выполнение той или иной деятельности. Организуя экспериментальное исследование, мы исходили из предположения, что отношения ребенка, складывающиеся у него в повседневном общении со сверстниками, матерью и воспитательницей, имеют различную эмоциональную окраску и, следовательно, по-разному влияют на его мнемическую деятельность даже в условиях пассивного общения.
Задача настоящего исследования состояла в изучении особенностей памяти у детей 4 и 6 лет в ситуации лишь физического присутствия разных партнеров взаимодействия: сверстников, воспитательницы, матери. Для решения поставленной задачи была разработана специальная экспериментальная методика: в ходе заучивания вербального материала ребёнок решал задачи на запоминание, самоконтроль, репродукцию. Материал — ряды слов — предъявлялся дважды, после каждого восприятия следовало воспроизведение. Ситуация заучивания менялась от опыта к опыту: в опыте I (фоновом) ребенок общался лишь с экспериментатором, в опыте II он осуществлял мнемическую деятельность в присутствии своего друга, которого называл экспериментатору заранее. В опытах III и IV партнерами испытуемого были сначала воспитательница, а затем мать. Партнеров предупреждали о том, что вмешиваться в деятельность испытуемого нельзя. Чтобы избежать явления реминисценции, опыты с каждым ребенком проводились с интервалом в 48 ч. Участниками эксперимента были воспитанники; средней и подготовительной групп (по 20 человек) детского сада № 46 г. Тольятти.
Успешность заучивания вербального материала детьми 4 и 6 лет, как показывает количественный анализ, зависит от особенностей ситуации общения (см. табл. 1).
Как видно из табл. 1, дети 4-летнего возраста лучше заучивали материал в присутствии воспитательницы
Таблица 1
Итоговое воспроизведение слов
Возраст детей |
Опыт | |||
I |
II |
III |
IV | |
4 года 6 лет |
7,5 9,6 |
6,9 9,1 |
8,2 9,6 |
6,6 9,5 |
Другие материалы:
Алкоголизм и курение подростков в современности
На долгом и трудном пути развития человечества люди, как эстафетную палочку, передают от родителей к детям, от предшествующих поколений и последующим не только жизненный опыт, нравственные ценности, добрые традиции, но и их антиподы, кото ...
Творческая личность и ее жизненный путь
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллекту ...
Психические особенности
ребенка в 7 лет
Кризис семи лет – это кризис саморегуляции [17,18]. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у ...
Главные разделы