Автономия от мнений окружающих.

Страница 3

Библейская теория предлагает прекратить это бегство. “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха” (Пр.28:13). Сокрытие своих беззаконий, различных недостатков от себя и других, согласно Писанию, исключает возможность успеха. Только честное признание своих проблем приносит внутренний мир. В этой связи интересна программа, разработанная Сообществом Анонимных Алкоголиков. Первым шагом этой программы является: “Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признаем, что потеряли контроль над собой[115].” Таким образом, происходит признание своей проблемы, причем не, только самому себе, но и членам группы. Это имеет большое значение, т.к. признание своей проблемы помогает человеку перестать “убегать” от негативных мыслей о себе и принять себя, а признание перед другими позволяет человеку прекратить прятать и маскировать проблему от других. Человек перестает бояться признать свои эмоциональные проблемы. Признавая свои проблемы перед другими, человек перестает бояться, что другие узнают его “настоящее я”. Он перестает бояться за свою репутацию, т.к. другие уже узнали его слабые стороны. Его завышенный уровень притязаний падает, и он испытывает внутренний мир. Теперь он не претендует на роль эксперта, с которым все должны считаться, компетентного человека или на роль человека “без проблем”. Человек начинает принимать себя таким, какой он есть.

Принятие себя, согласно Роджерсу, играет первостепенную роль в душевном выздоровлении человека. Именно на это направлена разработанная им “терапия, центрированная на клиенте”.[116] Принципы, предлагаемые им в этой методике, были бы весьма полезны при терапии заниженной самооценки.

Возвращаясь к программе, разработанной Сообществом Анонимных Алкоголиков важно заметить, что вторым и третьим шагами этой программы является: “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы приняли решение вверить свою жизнь и свою волю в руки Бога, как мы Его понимаем[117].” Эта нерелигиозная программа действует только в том случае, если человек признаёт существование Силы, более могущественной, чем он сам и вверяет себя ей.

3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.

Действительно, именно Бог может восполнить то, что не может дать общество и близкие люди. Именно Бог восполняет недостающие столпы самооценки:

* потребность ощущать себя любимым - Бог любит человека безусловной любовью. (Ис.54:8,10, Иер.31:3, Рим.5:6 -10)

* ощущение себя компетентным - согласно Писанию, Бог дает и развивает в людях таланты и дары. (Деян.2:1-13, Коринф.12:1-31, Рим.12:1-8)

* иметь чувство собственного достоинства - Бог ценит человека и признает его достоинство, и это достоинство не зависит от его внешности, благосостояния, успеха и т.д. Такое отношение никак не связано с заслугами человека. (Пс.102:10-13, Тит.3:5)

Подводя итоги, важно отметить, что отличие христианского подхода заключается в том, что он меняет внутреннюю суть человеческой души, её ценности и приоритеты. Этот подход связан не столько с корректировкой внешних проявлений поведения, пагубно влияющих на самооценку, сколько с изменением самой сущности человека, его мыслей и чувств. При таком подходе человек становится внутренне независим от хорошего отношения и любви окружающих и начинает ориентироваться на отношение Бога к нему. Одновременно, человек освобождается из рабства собственных ложных оценочных критериев и начинает оценивать себя по критериям, предлагаемым Писанием. Он начинает ощущать себя полезным, обретая смысл жизни в служении другим через духовные дары. Тем самым, служение другим помогает ему обрести чувство компетентности. В совокупности, это помогает человеку обрести новое чувство собственного достоинства, которое уже не находится в зависимости от мнений окружающих и от удручавших ранее особенностей его личности. Таким образом, самооценка строится на новом, основанном на Писании, фундаменте.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Стимулирование в развитии личностных качеств социального работника
Процесс самовоспитания и самообразования специалиста по социальной работе будет достаточно эффективным только в том случае, если сам работник будет стремиться к своему дальнейшему развитию. Становление профессионально значимых качеств мож ...

Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т. ...

Проблемы организации пространственно-предметного компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...