Использование защитных механизмов.

Страница 3

"Не думайте, что настоящее смирение - вкрадчивость и елейность, когда мы нарочито подчеркиваем свое ничтожество. Встретив поистине смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный и ему очень интересно то, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутили укол зависти - как же ему удается так легко и радостно воспринимать жизнь? Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе[77]."

Параллельно с адаптацией заниженной самооценки, идет процесс сокрытия от глаз окружающих своей проблемы. Маскировка - это часто используемый прием при заниженной самооценке. Морис Розенберг (1965), исследовав 5000 старшеклассников (13-15лет), пришел к такому заключению:

"Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов "Я" и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо", "представляемое Я". С суждениями типа "Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен надевать "маску" перед людьми" юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения[78]."

Сама маскировка происходит в соответствии с ценностями и шаблонами референтной группы. Иными словами, человек надевает ту маску, которая сделает его более приятным и популярным в глазах окружающих, значимых для него людей. Он пытается стать таким человеком, которого более всего принимают в данном обществе, но которым он на самом деле не является. Например, молодой человек будет строить из себя высокого интеллектуала или "героя без страха и сомнения". Он будет отчаянно заниматься спортом, чтобы стать очень сильным. Он может надеть маску циника, не верящего ничему, или очень компетентного человека (студента). Все это делается для того, чтобы скрыть свое ранимое и заниженное "я" от глаз других. Человек боится, что другие узнают "правду о нем", узнают, какой он есть на самом деле. Человек боится, что если другие узнают его настоящее лицо - то он потеряет уважение в их глазах и им будут пренебрегать. Особенно это проявляется, когда человек попадает в среду, где царит дух соперничества и взаимного унижения. Такие обстоятельства вынуждают скрывать свои слабые стороны, чтобы избежать пренебрежительного отношения к себе, когда его слабости могут стать орудием его унижений. Человек маскируется и подстраивается под окружающих, потому что старается завоевать их уважение, чтобы “помочь” им любить его. Человек боится, что его не смогут принять и любить таким, какой он есть. Это, в свою очередь, увеличит в нем уже существующий дефицит ощущения себя любимым. Кроме ощущения себя любимым могут пострадать также и другие два столпа самооценки - собственное достоинство и чувство компетентности, т.к. если его "узнают" то пострадает его авторитет и имидж. Это будет ощутимый удар по его и так неустойчивой самооценке.

В христианской жизни может происходить аналогичное явление. Христиане знают, какое поведение от них ожидается, но не чувствуя себя таковыми в душе, стараются внешне изменить своё поведение, не обращая внимание на внутреннее содержание. Маскировка происходит уже в соответствии с христианскими ценностями. Например, очень легко изобразить духовность. Это лучше всего может получаться у флегматиков, которые по природе обладают сдержанными манерами и спокойным нравом. Спокойный характер в сочетании с частым цитированием Священного Писания создает видимость духовного благополучия. Нет возможности описать все множество масок, которые иногда применяют христиане в надежде скрыть свои внутренние проблемы.

Как это ни парадоксально, но часто такой подход одобряется и считается даже правильным. В частности, таким образом некоторые христиане интерпретируют христианского писателя Клайва Льюиса, который, развивая идею внутреннего изменения в одной из глав своей книги "Просто христианство", приводит пример с притворством. Свою главу он так и называет "Давайте притворимся"[79]. Создаётся видимость, что в ней Льюис предлагает решать духовные проблемы с помощью “притворства” или масок, т.е. посредством наружного поведения менять внутреннее состояние. Применяя это в жизнь, некоторые христиане полагают, что если человек не испытывает любви к своему брату, то он должен вести себя так, как будто он его любит, и тогда постепенно эта любовь к нему придет, и таким образом, при долгом ношении, маска станет частью человека.

Не оспаривая сам факт наличия такой закономерности, мы все-таки полагаем, что подход "от наружного к внутреннему" приводит лишь к внешним изменениям одних привычных типов поведения на другие, но не меняет глубинной сути сердца человеческого. Фарисеи во времена Христа достигали вершин в использовании этого метода, но их изменения носили лишь внешний характер, за что их и обличал Христос (Мф.23:25-28). Многие современные христиане, прожив долгие годы в старании посредством внешнего изменить внутреннее, вдруг осознают, что где-то в глубине сердца они так и остаются такими, как были. Маски приносят вред не только христианам, но и тем, кто только приближается к христианству. Приходя в церковь, они не могут избавиться от ощущения искусственности всего, что видят, и подсознательно чувствуют неестественность и маскировку. Многие из них уходят из церкви, считая верующих лицемерами.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Пути методы, средства развития положительных эмоций дошкольников
Положительные эмоции Удовольствие у младенцев побуждается только контактным взаимодействием - убаюкиванием, поглаживанием. Однако в дальнейшем в социальных контактах развиваются радость и счастье как ожидание удовольствия в связи с растущ ...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников ...

Причины роcта разводов
В СССР в 1966 года новое законодательство облегчило процедуру разводов. С этого времени наблюдался всплеск числа разводов в нашей стране. В 1970-е годы психологи и социологи начали анализировать причины и мотивы разводов. Известный отечес ...