Использование защитных механизмов.

Страница 3

"Не думайте, что настоящее смирение - вкрадчивость и елейность, когда мы нарочито подчеркиваем свое ничтожество. Встретив поистине смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный и ему очень интересно то, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутили укол зависти - как же ему удается так легко и радостно воспринимать жизнь? Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе[77]."

Параллельно с адаптацией заниженной самооценки, идет процесс сокрытия от глаз окружающих своей проблемы. Маскировка - это часто используемый прием при заниженной самооценке. Морис Розенберг (1965), исследовав 5000 старшеклассников (13-15лет), пришел к такому заключению:

"Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов "Я" и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо", "представляемое Я". С суждениями типа "Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен надевать "маску" перед людьми" юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения[78]."

Сама маскировка происходит в соответствии с ценностями и шаблонами референтной группы. Иными словами, человек надевает ту маску, которая сделает его более приятным и популярным в глазах окружающих, значимых для него людей. Он пытается стать таким человеком, которого более всего принимают в данном обществе, но которым он на самом деле не является. Например, молодой человек будет строить из себя высокого интеллектуала или "героя без страха и сомнения". Он будет отчаянно заниматься спортом, чтобы стать очень сильным. Он может надеть маску циника, не верящего ничему, или очень компетентного человека (студента). Все это делается для того, чтобы скрыть свое ранимое и заниженное "я" от глаз других. Человек боится, что другие узнают "правду о нем", узнают, какой он есть на самом деле. Человек боится, что если другие узнают его настоящее лицо - то он потеряет уважение в их глазах и им будут пренебрегать. Особенно это проявляется, когда человек попадает в среду, где царит дух соперничества и взаимного унижения. Такие обстоятельства вынуждают скрывать свои слабые стороны, чтобы избежать пренебрежительного отношения к себе, когда его слабости могут стать орудием его унижений. Человек маскируется и подстраивается под окружающих, потому что старается завоевать их уважение, чтобы “помочь” им любить его. Человек боится, что его не смогут принять и любить таким, какой он есть. Это, в свою очередь, увеличит в нем уже существующий дефицит ощущения себя любимым. Кроме ощущения себя любимым могут пострадать также и другие два столпа самооценки - собственное достоинство и чувство компетентности, т.к. если его "узнают" то пострадает его авторитет и имидж. Это будет ощутимый удар по его и так неустойчивой самооценке.

В христианской жизни может происходить аналогичное явление. Христиане знают, какое поведение от них ожидается, но не чувствуя себя таковыми в душе, стараются внешне изменить своё поведение, не обращая внимание на внутреннее содержание. Маскировка происходит уже в соответствии с христианскими ценностями. Например, очень легко изобразить духовность. Это лучше всего может получаться у флегматиков, которые по природе обладают сдержанными манерами и спокойным нравом. Спокойный характер в сочетании с частым цитированием Священного Писания создает видимость духовного благополучия. Нет возможности описать все множество масок, которые иногда применяют христиане в надежде скрыть свои внутренние проблемы.

Как это ни парадоксально, но часто такой подход одобряется и считается даже правильным. В частности, таким образом некоторые христиане интерпретируют христианского писателя Клайва Льюиса, который, развивая идею внутреннего изменения в одной из глав своей книги "Просто христианство", приводит пример с притворством. Свою главу он так и называет "Давайте притворимся"[79]. Создаётся видимость, что в ней Льюис предлагает решать духовные проблемы с помощью “притворства” или масок, т.е. посредством наружного поведения менять внутреннее состояние. Применяя это в жизнь, некоторые христиане полагают, что если человек не испытывает любви к своему брату, то он должен вести себя так, как будто он его любит, и тогда постепенно эта любовь к нему придет, и таким образом, при долгом ношении, маска станет частью человека.

Не оспаривая сам факт наличия такой закономерности, мы все-таки полагаем, что подход "от наружного к внутреннему" приводит лишь к внешним изменениям одних привычных типов поведения на другие, но не меняет глубинной сути сердца человеческого. Фарисеи во времена Христа достигали вершин в использовании этого метода, но их изменения носили лишь внешний характер, за что их и обличал Христос (Мф.23:25-28). Многие современные христиане, прожив долгие годы в старании посредством внешнего изменить внутреннее, вдруг осознают, что где-то в глубине сердца они так и остаются такими, как были. Маски приносят вред не только христианам, но и тем, кто только приближается к христианству. Приходя в церковь, они не могут избавиться от ощущения искусственности всего, что видят, и подсознательно чувствуют неестественность и маскировку. Многие из них уходят из церкви, считая верующих лицемерами.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Развитие высших психических функций у человека.
Психика выполняет ряд важных функций. 1.Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функций. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет св ...

Характеристика успешного лидера
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех усп ...

Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей
Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зи ...