Структура понятия самооценки.

Страница 2

Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение, завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т.д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: “Я смогу сделать это”.

Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.

Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как “стремление познать себя с помощью партнера”. Такое видение, предложенное еще Марксом, имеет поддержку и сегодня (Димитров И.Т., Драгунова Т.В., Коломинский Я.Л.)[37].

В. Самооценка и уровень притязаний.

Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека[38]. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У.Джеймс своей формулой, которая стала классической[39]:

успех

самоуважение =

притязание

Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех, что соответственно влияет на самоуважение.

"Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования непрестанны, а борьбе не предвидится исхода. Самый яркий из возможных примеров этого дает история евангельской теологии, где мы находим убеждение в греховности, отчаяние в собственных силах и потерю надежды спастись одними добрыми делами. Но подобные, же примеры можно встретить и в жизни на каждом шагу. Человек, понявший, что его ничтожество в какой–то области не составляет для других никаких сомнений, чувствует странное сердечное облегчение . Прировняй свои притязания к нулю, – говорит Карлейль, – и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается только с момента отречения[40]."

При завышенном уровне притязаний страдает самооценка. Например, выпускника духовной академии ожидающего, что после возвращения в родную конференцию его поставят служителем многочисленной церкви в столичном городе – скорее всего, ожидает разочарование и чувствительный удар по самооценке.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Особенности развития памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознател ...

Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом обще ...

Особенности развития восприятия у детей раннего возраста
В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фи ...