Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника

Другая психология » Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника

Известно, что человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой в результате образования и воспитания, усвоение культуры конкретно-исторического общества. Восходящим в таком роде, является принцип социализации, т.е. «вхождение» ребенка в общество. Ряд исследователей утверждают, что психологическое свойство эмпатии, сопереживания является значительным механизмом социализации детей и молодежи.

Именно развитое сочувствие учеников формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращается в полноценную личность, а также усваивает и активно воссоздает социальный опыт.

Объем понятия «социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставит целью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараются привить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает также непредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение к культуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.

Современным учащимся среднего звена довольно трудно адаптироваться к социальным условиям. Одним из актуальных направлений коррекционно-воспитательного процесса становится социализация детей, индивидуализация воспитания и обучения, приближение детей к социальным ценностям и правилам.

Своевременная и успешная социализация ученика предупреждает развитие девиантного поведения, психологические проблемы в общении с людьми и самореализации будущих граждан. Поэтому для нас важно исследовать все возможные методики и инструменты социализации учащихся среднего звена, в частности эмпатии.

Современная система образования в России делает большой акцент на социализации личности учащегося, однако при этом уделяется мало внимания индивидуальным психологическим особенностям каждого ребенка, что противоречит принципам успешного воспитания.

Главной проблемой в этом контексте является выбор оптимальной модели и инструментов социализации учеников в ходе обучения. Для педагога-психолога особенно важно уметь пользоваться данными инструментами. Поэтому для углубления теоретических и практических знаний мною выбрана тема развития чувства эмпатии, как необходимое условие и способ социализации ученика среднего звена.

Данный проект призван исследовать чувство эмпатии у учеников среднего звена, как неотъемлемую часть их социализации.

Степень разработанности этого вопроса является невысокой. Анализом развития чувства эмпатии учеников среднего звена занимались И.М. Юсупов, В.Н. Белкина, Т.П. Гаврилова, СБ. Борисенко, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, С. В. Салыкова, Л.А. Сивицкая.

Актуальность работы определяется недостаточным уровнем социализации школьников и замедленном протекании этого процесса, вследствие психологической закрытости и отстраненности детей.

Объектом исследования развитие чувства эмпатии и учеников среднего звена и степени его влияния на процесс социализации личности детей.

Предметом исследования избраны учащиеся пятого класса общеобразовательной школы Екатеринбурга, их эмоционально-волевые качества, в частности чувство эмпатии, особенности взаимодействия с учителем и друг другом, а также протекание процесса их социализации.

Цель данной работы – подтвердить в ходе исследований значимость чувства эмпатии для социализации личности учеников среднего звена, а также разработать план работы с учащимися для дальнейшего развития чувства эмпатии у них.

Другие материалы:

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются ...

Влияние членов семьи на становление самооценки.
Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь ...

Роль работника в организации.
Работающие в организациях люди различны между собой. Соот­ветственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возн ...