Заключение

После выполнения данной работы были сформулированы основные понятия эмпатии и социализации. Главной гипотезой было то, что развитие чувства эмпатии у учащихся среднего звена является обязательным условием социализации личности.

Для подтверждения ее были исследованы ученики пятого класса общеобразовательной школы города Екатеринбурга. Проводились два теста: первый – по методике Юсупова И. М. выявлял общий уровень чувства эмпатии у детей, выраженный в баллах, а также эмпатию к различным компонентам, второй тес К. Роджерса и Р, Даймонда был призван в процентом соотношении выявить основные показатели социализации этих детей.

После обработки и интерпретации данных исследования, оказалось, что гипотеза подтверждается. Высокий уровень развития чувства эмпатии у школьников, обеспеченный тренингами и уроками, сопровождался высокими показателями социальной адаптации, принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе. В то же время у детей с низким порогом эмпатии социальные навыки были заметно ниже.

На основе полученных данных было проведение планирование для дальнейшего развития чувства эмпатии у детей этого класса. Оно включало индивидуальную работу с детьми, у которых пониженная эмпатия связана с акцентуациями характера.

Разработана серия психологических занятий с учетом индивидуальных потребностей детей класса и предложен план урока изобразительного искусства, развивающий эмпатию, как пример возможности внедрения данного инструмента социализации на всех гуманитарных и естественных дисциплинах школьной программы.

Исходя из этого, цель данной работы можно считать достигнутой.

[1] Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

[2] Закабунина В.О. Изучение половых и возрастных особенностей эмпатии, ее роль в межличностных отношениях в подростковом возрасте//Питерская школа виртуальный журнал сайта http://shkola.spb.ru.

[3] Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Издательство Московского Университете, 1947. – 380 с.

[4] Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.

[5] Кравченко А.И. Социализация и образование. Фундаментальная социаология в 15тт. Т. 8. – М.: Инфра-М, 2005. – 1040 с.

[6] Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: Издательство «Института практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

[7] Волков Б.С. Акцентуация характера школьников и учителей. – М.: Педагогической общество России, 2007. – 96 с.

[8] Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17. – М.: Еврозона, 2006. – 640 с.

Другие материалы:

Сущность системного кризиса в психологии
Что воспринимается психологами, не удовлетворенными состоянием своей науки, в качестве основных симптомов ее кризиса? Во-первых, все то, что беспокоило их прежние поколения: отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альт ...

Способы организации процесса семейного консультирования
Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения "консультант - клиент", однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в ег ...

Стили разрешения конфликтов
Уклонение. Этот стиль характеризуется подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта – это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение во ...