Функции эмоций

Страница 1

Для того, чтобы понять какую роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо вначале рассмотреть основные функции эмоций. Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую же роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума тем, что она выполняется на чувственном уровне [14, с.119].

П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти [15, с.32].

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Данная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений и личностных установок субъекта.

Раскроем суть мотивационной функции эмоций. Их участие в управлении нашим поведением и деятельностью обсуждалась давно, еще мыслителями Древней Греции.

Рене Декарт говорил об эмоции интереса в управлении поведением и деятельностью человека, а именно роли страсти в запоминании: «Сколько бы раз неизвестным нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью» [3, с.136].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией деятельности, отвечающей этим мотивам. Хотя сами по себе эмоции не являются мотивами, но они могут выступать в мотивационном процессе в качестве не только энергетического усилителя побуждений, но и самого побудителя, но не действий для удовлетворения потребности, а мотивационного процесса. Они представляют только первый шаг к регулированию процессов организма, то есть снабжают сознание основаниями для такого регулирования и дают ему первый толчок. Мотивационная функция эмоции заключает в себе стремление, желание, влечение, направленное к предмету или от него. Эмоция выделяет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Тем самым эмоция является побудителем и регулятором поведения человека.

Эмоции играют огромную роль на всех этапах мотивационного процесса. При оценке значимости внешнего раздражителя главное назначение эмоций состоит в том, чтобы дать организму сигнал о пользе или вреде какого-либо явления. Эмоции отражают не только биологическую значимость внешних стимулов, но и личностную. Эмоции опережают осознание человеком ситуации и сигнализирует о возможном приятном/неприятном исходе того или иного события. Они определяют, что значимо для человека, а что нет, и тем самым способствуют его ориентации в различных ситуациях.

При принятии решения эмоции обычно указывают на предметы и действия, которые способны привести к удовлетворению потребности и тем самым способствуют принятию решения. Однако часто, не хватает необходимой информации для принятия решения. Тогда эмоции выполняют компенсаторную функцию, то есть замещают эту недостающую информацию. Например, при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (плохой он или хороший, нравится он или нет), обычно это происходит в сравнении с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек чаще выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекту и ситуации, но все же она помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. В таких случаях роль эмоций состоит в экстренном замещении, компенсации недостающих в данный момент знаний [8, с.65].

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Взаимосвязь тревожности и неуверенности
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценк ...

Психологическое содержание понятия «характер»
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глаг ...

Роль России в мировой психологической мысли
По своему вкладу в развитие мировой психологической мысли русская психология занимает одно из ведущих мест. Однако русская психология оказалась обойденной в зарубежной историографии. Зарубежные историографы (Э. Боринг, Д. Флюгель, Г. Мэрф ...