Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты.

Другая психология » Ролевой конфликт в организации » Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты.

Страница 1

Использование ролевого подхода к встраиванию человека в орга­низацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации.

Очень часто в организациях с формальными организационными отношениями источником неудовлетворительного невыполнения роли является неопределённостьроли. Если содержание роли недостаточно чётко определено, человек, выполняющий эту роль, может интерпретировать её таким образом, что осуществлённые им действия приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией.

При отдельных обстоятельствах выполнение человеком определённой роли может быть затруднено противоречиями

, порождаемыми ролью. Противоречие может возникнуть между руководством и работником, если первый считает, что он неверно выполняет свою роль, или второй считает, что ему предъявляются необоснованные требования, претензии и обвинения.

Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги.

Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.

Можно указать на несколько типовых ситуаций, приводящих к возникновению ролевых конфликтов. Знание о существовании таких ситуаций может быть полезно для предсказания возможности возникновения конфликта.

Конфликт по поводу выполнения роли часто возникает тогда, когда индивид одновременно выполняет несколько различных взаимоисключающих в отдельных моментах ролей. К ролевому конфликту приводит противоречивое распоряжение или противоречивая задача, требующая одновременного соблюдения правил выполнения роли и достижения результата, недостижимого при выполнении данных правил.

Проблемы осуществления роли возникают тогда, когда член организации должен играть роль, занимающую двойственную или пограничную позицию в организации, по отношению к которой существуют взаимоисключающие ожидания.

Сильным источником конфликта является противоречие между характером индивида и характером выполняемой им роли. К конфликту приводят изменения роли, сопровождаемые неадекватным изменением вознаграждения за осуществление новой ролевой деятельности.

Одним из сильных факторов, порождающих конфликты при осуществлении роли, является так называемая ролевая перегрузка

. Она возникает тогда, когда ожидания и требования роли превышают способности ее исполните­ля, т.е. по отношению к работнику, выполняющему определенную роль, предъявляются повышенные ожидания, существенно выходящие за рамки ожиданий, соответствующих его роли. Как правило, причиной такой ситуации также является неоп­ределенность. Перегрузка роли приводит к тому, что либо работник не справляется с закреплённой за ним ролью, либо же оказывается не в состоянии справиться с заданиями, выходящими за пределы его роли.

Часто проблемы этого рода возникают у хороших работников, готовых выполнять то, что выходит за формально определенные рамки их роли.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

«Теория инвестирования» Р. Стернберга
Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «по ...

Психология и экономика
Большие возможности для использования профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, их редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считаю ...

Концепция редукции творчества к интеллекту
Айзенк (1995), опираясь на значимые корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Было проведено сравнение возрастных показателей приобрете ...