Отрасли психологии и ее значение

Страница 5

Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Важное значения имели труды А.Р. Лурии, посвященные изучению нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Он заложил научно-психологическую основу для сегодняшней медицинской психологии, которая широко применяется в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

В 20 веке психология разбилась на ряд идеалистических и механических течений – бихевиоризм, гештальпсихология, персонализм, фрейдизм и т. п. В современной буржуазной психологии широко распространяются субъективно-идеалистические, фидеистические концепции, воскрешаются под видом последнего слова науки идеи средневекового схоласта Фомы Аквинского, прилагается немало усилия к тому, чтобы «обосновать» спиритизм, оккультизм, телепатию и т. п.

Единственно правильной теоретической основой для развития научной психологии явился диалектический материализм, заложивший прочную методологическую основу научной психологии. Своё естественно-научное обоснование психология получила в исследованиях великого русского учёного И. П. Павлова, который, развивая идеи И. М. Сеченова, экспериментальным путём вскрыл основные закономерности работы головного мозга животных и человека.

Подлинно научное, диалектико-материалистическое понимание психики разрабатывается советской психологией. К нему близко подходят представители передовой психологической мысли в зарубежных странах. Советская психология сформировалась в борьбе с идеалистической. (Г. И. Челпанов, А. И. Введенский и др.) и механистической, взглядами на психику (рефлексология В. М. Бехтерева и пр.). Эта борьба, развернувшаяся уже в начале 20-х гг., нашла своё выражение как в печати, так и на 1-м Всероссийском съезде по психоневрологии в Москве в 1923 и 2-м Психоневрологическом съезде в Ленинграде в 1924. Группа передовых психологов во главе с К. Н. Корниловым выступила против идеалистического понимания психики, отстаивала необходимость построения марксистской психологии, исходящей из понимания психики как свойства особым образом организованной материи и рассматривающей её в развитии и социальной обусловленности у человека. На первых порах разработке вопросов психологии с чётко выраженных марксистских позиций мешало некритическое отношение некоторой части советских психологов к различным течениям буржуазной психологии того времени, ошибочно казавшимся «близкими» к основным положениям материалистического понимания психики (бихевиоризм, гештальтпсихология, социологические теории развития психики человека и пр.). Потребовалась значительная критическая работа (психологические дискуссии 1930—31 и последующих годов) для раскрытия порочности вышеназванных течений и более чёткого определения принципиальных позиций советской психологии. Хотя борьба за построение марксистской психологии вначале велась с недостаточно чётко разработанных методологических позиций, она сыграла свою положительную роль в становлении советской психологии. Важное значение для развития психологии имели труды И. П. Павлова, посвящённые вопросам высшей нервной деятельности.

Решающую роль в формировании психологии сыграло овладение советскими психологами основами марксизма-ленинизма и достижениями отечественной физиологии, развёртывание новых опытных психологических исследований, направленных на решение вопросов, выдвигаемых социалистической практикой. Важнейшее значение для развития советской психологии имело становления партии по вопросам школы, решения по вопросам идеологической работы, дискуссии в области Апологии, философии, языкознания, физиологии. Советская психология является законным наследником всего положительного, что добыто передовой психологической мыслью прошлого. Заботами Коммунистической партия и Советского правительства в СССР созданы все условия для развития психологии. Научно-исследовательская работа по психологии в СССР ведётся в Институте психологии Академии педагогических наук РСФСР, в секторе психологии Института философии Академии наук СССР, в Научно-исследовательском институте психологии Министерства просвещения Украинской ССР, Научно-исследовательском институте психологии Академии наук Грузинской ССР, Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, Ленинградском научно-исследовательском институте педагогики Академии педагогических наук РСФСР,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Каузальная атрибуция
Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что он ...

Влияние свойств нервной системы на успешность учения
Вопросы связи успешности учебной деятельности с типологическими особенностями учащихся изучены в трех психологических центрах: в Киеве — с позиций учения И. П. Павлова о типах темперамента, в Перми — с позиций учения о темпераменте В. С. ...

Психологические подходы к изучению человека
Представителями гуманистической психологии являлись Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Г. Мюррей [3;6;7]. Гуманистическая психология, берущая свое начало в 1950-х гг., официально заявила о себе в 1960-х, выступив одновременно п ...