Отрасли психологии и ее значение

Страница 4

Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном обществе характеризуется постепенным стиранием граней между различными школами и направлениями. Тем самым в мире появляется все больше психологических концепций: бихевиоризм, гештальтпсихология, понимающая психология, психоанализ, когнитивная и генетическая психологии. При этом психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, политике, экономике, юридической практике, т.е. там, где возникают проблемы, связанные с человеком.

Еще одна тенденция состоит в расширении методического и понятийного аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой.

К счастью, благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Это С. Л. Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.РЛурия и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это — А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин и др.

Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30—60-е годы. Для этого периода характерно возникновение нескольких направлений и школ, одну из которых возглавил Д.Н.Узнадзе. Школа Д.Н.Узнадзе, возникшая в Грузии взяла на вооружение понятие установки и широко употребляла его для анализа разных психологических явлений. Одним из самых сильных стало направление, связанное с именем Л.С.Выготского. Его придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии. Третью школу создал СЛ. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии». В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии.

Б.Г.Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет раж ведущей науки.

Заслугой Б.Г.Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».

Значительный вклад в разработку вопросов личности и развития психики, восприятия, сознания, памяти, внес А.Н. Леонтьев. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

Основные принципы детской психологии заложили А.В.Запорожец (многолетний руководитель Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР) и с Д.Б.Эльконин (автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста). В сферу их основных научных интересов входили темы возрастного созревания, и развития детей.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, ...

Признаки самоактуализирующейся личности
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда ...

Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений
РОССИЯ И АМЕРИКА. Общеизвестно, что нормы морали и нравственности находят свое отражение в коллективных и индивидуальных представлениях по различным аспектам социальной жизни. Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для п ...