К 1935 году относится первая обобщающая работа С. Л. Рубинштейна, в которой рассмотрен ряд основных теоретических вопросов психологии и использован обширный экспериментальный материал. В это же время опубликован ряд ценных работ по отдельным вопросам психологии (П. П. Блонский, С. В. Кравков и др.).
Подъем советской психологии тормозился появлением лженауки педологии, подменявшей научное психическое развития ребёнка поверхностными обследованиями при помощи бессмысленных тестов и анкет. После ликвидации педологии широко развернулись (начиная с 1936) исследования по детской и педагогической психологии, началась более углублённая работа над общей теорией психологии. Были опубликованы новые учебники психологии, в которых по-новому освещались важнейшие теоретические проблемы психологической науки. Большое и значение для определения путей дальнейшего развития светской психологии имела состоявшаяся объединённая сессия Академии наук СССР и Академия медицинских наук СССР, посвящённая проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Сессия послужила толчком для работы по перестройке психологической науки на основе учения Павлова, по устранению из неё остатков субъективизма и интроспекционизма.
Многочисленные исследования ведутся в различных областях психологической науки в СССР. Большое число работ посвящено проблеме ощущений и восприятий: изучению путей повышения чувствительности (С. В. Кравков, К. X. Кекчеев, Л. Богословский, Л. А. Шварц), изучению роли ориентировочного рефлекса в «настройке» анализаторов на более успешное их функционирование (Е. Н. Соколов), исследованию различий в чувствительности парных органов чувств (Б. Г. Ананьев) исследованию константности восприятия цвета, величины и формы предметов (П. А. Шеварев и др.), изучению восприятия времени (Д. Г.Элькин).
Большое место занимают исследования процессов памяти непроизвольного и произвольного запоминания участия процессов мышления в произвольном запоминании (А. А. Смирнов, ), в зависимости произвольного запоминания от характера задачи (Л. В. Занков), опосредованного запоминания, опирающегося на вспомогательные наглядные и словесные средства (А. Н. Леонтьев), рациональной организации повторений при заучивании (М. Н. Шардаков и др.), явлений «реконструкции» и реминисценции при воспроизведении (С.Л. Рубинштейн и др.), различных видов торможения при заучивании и воспроизведении.
Важный раздел работы советских психологов — вопросы психологии личности: проводятся исследования типологических особенностей высшей нервной деятельности человека (Б. М. Теплов, изучаются способности человека с точки зрения общей структуры способностей (А. Н. Леонтьев) и конкретных способностей в области искусства (Б. М. Теплов), исследуется проблема характера и егоформирования (Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, А. Г. Ковалёв) и проблема отношений человека к действительности (В. Н. Мясищев).
Большое внимание уделяется разработке теории психического развития детей в его взаимоотношений с воспитанием и обучением (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк) и изучению возрастных психологических особенностей ребёнка А. В. Запорожезец, А. А. Люблинская, М. Н. Волокитина). Видное место отводится исследованию процессов усвоения знаний и навыков по отдельным школьным предметам: чтению (Т. Г. Егоров), письму (Е. В. Гурьянов), грамматике и орфографии (Д. Н. Богоявленский), арифметике (Н. А. Менчияская) и др. В связи с политехнизацией советской школы изучается усвоение технических знаний и овладение трудовыми умениями. На основе исследований по частным вопросам усвоения знаний и навыков решаются и общие проблемы психологии обучения (Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, Б. Г, Ананьев, П. А. Шеварёв, Ю. А. Самарин)
Исследования в области психологии искусства имеют целью выявить психологической производительности труда путём психологического анализа передовых методов работы на производстве. Предметом изучения являются и вопросы обучения производственному труду.
Другие материалы:
Проективные методики: понятие и виды
Проективные методики – это методики, несомненно требующие от специалиста психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики).
Прежде всего, следует разобраться ...
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:
1) человек является единым, самосогласующимся и целостным;
2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превос ...
Задачи и методы психологии
Задача психологии — познание объективных законов психической деятельности человека, развития его сознания, формирования психических качеств личности. Психологические закономерности являются выражением зависимости психических процессов и с ...
Главные разделы