Индивидуально-типологические особенности памяти

Другая психология » Современное состояние проблемы памяти и ее исследования » Индивидуально-типологические особенности памяти

Страница 2

Феноменальная память - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, нередко встречается у выдающихся людей, выступая как профессиональная память (музыкальная у В. Моцарта, А.Глазунова, зрительная у Ф.М. Достоевского)

Гипермнезия – усиление памяти, носит врожденный характер и заключается в способности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается. Индивидуальные особенности памяти в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности, однако сами свойства нервной системы изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

Материал лучше запоминается в зависимости от характера деятельности, ее целей, установок, эмоциональной окрашенности, жизненного тонуса, усталости и т.д. В психологии выделяют четыре мненических действия, участвующих в запоминании (В.Я. Ляудис 1976 г)

1. ориентация в материале, связана с отношением личности к материалу

2. группировка материала по определенным признакам

3. Установление внутригрупповых отношений между элементами материала: ключевое слово, схема, образы, ассоциации

4. установка межгрупповых связей – завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы (т.е. схемы, воспроизводящей состав материала и его структуру.)

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция – смешение одной информации с другой.

Шадриков В.Д. предложил следующий состав мнемического действия: группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование (установление взаимного расположения частей, составляющих целое), схематизация, аналогия, мнемотехнические приемы, перекодирование (вербализация представление информации), достраивание материала, серийная организация материала, ассоциация, повторение.

Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь эффективности работы памяти

, ее развития и воспитания.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Психоаналитический подход
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам известно теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологическая теория не была ещё в состоянии дать от ...

Традиционные рекомендации родителям как справиться с кризисом семи лет
Причина негативных реакций ребенка – несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям. Тон ...

Знакомство с самогипнозом
Позвольте вам представить Его Высочество Самогипноз . Именно он поможет вам изменить свою жизнь. Каждый понимает, что вряд ли возможно прожить без проблем, ведь они “часть нашего бытия. Однако не все осознают, что в каждом из нас таятся н ...