Доверие к другому: феномен доверительности в общении и в отношениях.

Другая психология » Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия » Доверие к другому: феномен доверительности в общении и в отношениях.

Страница 4

Понимание доверия как активности и способа, направленного на объединение челоека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, а с другой - с той частью мира, с которой он планирует вступить во взаимодействие, позволяет квалифицировать доверие как социально-психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в себя самого или взаимодействию двух разнонаправленных позиций - социальной и личностной, сформированных на основе прошлого опыта. Именно поэтому доверие существует во внутриличностном пространстве, но проявляется в околоиндивидном, межиндивидном пространстве, качественно и количественно изменяясь и эволюционируя, осуществляя функцию связи человека с миром.

Как вид установки, доверие включает три компонента, традиционно выделяемые и для других аттитюдов. Когнитивный компонент - это прогноз предполагаемого действия и его последствий, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях, отношениях, социальных нормах, паттернах поведения и, в не меньшей степени, на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях. Эмоционально-оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровне безопасности конкретного объекта взаимодействия и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой - оценку собственных возможностей в данной ситуации и последствий намечаемого способа поведения. Поведенческий компонент - это выбор стратегии поведения на основе оценки ситуации, партнера по взаимодействию и своих возможностей. В результате выбора проявляются формально-динамические стороны доверия: мера, избирательность и парциальность, а новый опыт трансформирует прошлые установки.

Наконец, необходимо упомянуть и социальные функции доверия, как

их определяет в своих исследованиях Т.П. Скрипкина:

Доверие - фундаментальное условие взаимодействия человека с миром, поскольку двойственная направленность человеческой психики предполагает наличие доверия к миру как условие взаимодействия с ним и доверия к себе как условия активности личности. Нарушение этой взаимосвязи, неконгруэнтность доверия к миру и доверия к себе приводят к распаду всей системы "человек - мир". Эта базовая функция лежит в основе других социальных функций доверия, в частности

Доверие осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему.

Соотношение уровня доверия к миру и уровня доверия к себе находится в состоянии подвижного равновесия, поскольку меняющиеся условия жизнедеятельности предполагают постоянное установление меры соответствия своего поведения, принятых решений, целей и задач миру и самому себе. Доверие устанавливает эту меру.

Доверие способствует стиранию границ между настоящим, прошлым и будущим, соотнося временные этапы жизни и синтезируя их в единый личностный опыт, создавая чувство непрерывности собственного бытия, чувство временной целостности. "Происходит это потому, пишет Т.П. Скрипкина, что мера доверия как к себе, так и к миру во многом определяется прошлым опытом успехов и неудач, которые человек учитывает, делая свой выбор. Человек не может жить без веры в правильность и осуществимость прогнозируемых поступков, поставленных целей".

Кроме того, доверие создает эффект целостности бытия человека и

Способствует возникновению эффекта целостности личности.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что доверие выступает средством гармонизации отношений человека одновременно с миром и с самим собой. Поиск конкретных средств, методов, технологий развития оптимального соотношения доверия к миру и доверия к себе, в свете этого, следует назвать важной социальной и практической задачей. Не менее важно, что доверие одно из условий социализации личности.

Данный параграф позволяет заключить, что понять психологическую сущность доверия можно, лишь рассматривая связь "человек - человек" как единую систему, в которой каждый отдельный субъект имеет лишь относительно самостоятельное значение, так как. эта система порождает другую онтологию. Эффект порождения зависит от соотношения меры доверия к себе и к другому у всех взаимодействующих субъектов. Это эффект взаимоотражения смыслов и ценностей, рождающий и трансформирующий социальную общность.

Одной из форм такой общности выступают профессиональные организации.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие материалы:

Дети развода
Психологические последствия развода. Распад семьи имеет для детей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Кроме того, до развода ро ...

Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка
Развитие речи у ребёнка опосредованно обучением: ребёнок научается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим родным языком является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребёнка и ...

Развитие эмоций в раннем детстве
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение.» Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева [84], эмоции на этом этапе онт ...