Доверие к другому: феномен доверительности в общении и в отношениях.

Другая психология » Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия » Доверие к другому: феномен доверительности в общении и в отношениях.

Страница 3

Данные положения интерсубъективного подхода А.У. Хараша позволили Т.П. Скрипкиной выдвинуть гипотезу, что доверие и есть тот момент во взаимодействии, который придает коммуникативному акту внутренне-смысловой статус. Как субъективное личностное отношение к другому доверие существует во внутриличностном пространстве, но в процессе общения и взаимодействия как бы "выносится вовне", в интерсубъективное пространство, на основе чего формируются, а также усиливаются или ослабевают уже имеющиеся доверительные отношения. Дальнейшее обсуждение доверия в контексте проблематики отношений приводит нас к пониманию, что проявление доверия у разных участников отношений может быть асимметричным и неконгруэнтным, иметь различные уровни, что показывают работы А.У. Хараша и А.А. Бодалева. В процессе первичного восприятия каждый из субъектов рефлексирует степень безопасности партнера, а поскольку доверительные отношения - процесс встречный, исходный уровень доверия может усиливаться или ослабевать. Другими словами, процесс взаимодействия между людьми обладает порождающим эффектом. Это порождение обусловлено тем, что человек ориентируется на свое отношение к другому, рассчитывая на симметричность своего предпочтения, что в психологии получило название "презумпции взаимности".

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что доверие-как-отношение - это определенная готовность к проявлению доверия еще до акта общения; готовность, основанная на прошлом опыте общения с данным человеком и детерминированная социальным статусом, ролью реципиента по отношению к коммуникатору. Поскольку в любом акте общения или взаимодействия доверие присутствует как условие этого общения, то его количество или мера определяет качественную сторону общения или взаимодействия. Чем выше уровень взаимного доверия, тем сильнее выражена связь в отношениях между людьми.

Безусловно, полное взаимодоверие между субъектами взаимодействия возможно только в пространстве единой психологической общности "мы", описанной Б.Ф. Поршневым в терминах суггестии. В жизни индивиды чаще всего прогнозируют, кому, что и насколько они могут доверить. Поэтому основными формально-динамическими характеристиками доверия как относительно самостоятельного социально-психологического явления остаются мера, избирательность и парциальность.

Исследования Н.Н. Обозова доказывают, что сохранение связей между людьми - результирующая сходства их мнений, оценок, суждений, Я-концепций. А отсутствие ценностно-смыслового единства порождает противоречия в межличностных отношениях вплоть до конфликтности и распада группы.И. И. Васильева такую субъективную значимость содержания диалога для обоих участников полагает базовым свойством отношений. И уровень доверительных отношений также детерминируется параметром значимости отношения, причем как ценностью содержания общения, так и значимостью самих субъектов друг для друга. Это можно проиллюстрировать результатами исследований А.А. Кроника и Е.А. Кроник, определивших значимых других как фигуры, "выполняющие главные роли в жизни человека", фигуры позитивно и негативно значимые. При этом мера позитивности в отношении к другому определяет и меру раскрытия ему своего внутреннего мира.

"Сходство ценностно-ориентационного единства… относительно обсуждаемой информации, т.е. сходство ее оценок обоими участниками взаимодействия, а также уровень взаимной значимости содержания обсуждаемой проблемы, совместно решаемой задачи, пишет Т.П. Скрипкина, а также взаимное ценностное отношение… субъектов по отношению друг к другу и детерминируют избирательность и парциальность в доверительных отношениях".

Несовпадение уровня доверительных отношений каждого из участников взаимодействия может иметь еще одну причину: оценку безопасности партнера по общению. Безопасность прогнозирование психологического

ущерба в результате проявления доверия. Гарантом безопасности выступает предположение, что другой относится к тебе так же, как к себе самому. Именно здесь прослеживается прямая связь доверия к себе и доверия к другому: тот, кто способен относиться к себе как автономному суверенному активному субъекту, будет относиться так и к другим. И обратно: не доверяющий себе не доверяет и другим.

Такой подход позволил Т.П. Скрипкиной выделить виды межличностного доверия и на этой основе построить типологию межличностных отношений, внутри которых доверие или его отсутствие является фоновым условием. Было выделено 6 видов доверия, зависящих от сочетания различных вариантов позиций, занимаемых взаимодействующими людьми по отношению друг к другу и одновременно по отношению к себе, в частности отношения авторитета, соперничества, зависимости, сотрудничества и др. .

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

История развития учения о шизофрении
Заслуга обоснования шизофрении как единого самостоятельного заболевания принадлежит великому ученому и выдающемуся реформатору в области психиатрии Э. Крепелину. Обновив и углубив описание параноидного слабоумия, данное еще Маньяном, Э. К ...

Патологические семейные треугольники
В семейной терапии существует несколько объяснений поведенческих расстройств, среди них не последнее место занимают патологические треугольники. Наиболее ясно это выглядит в теории Боуэна. Он объяснил, как, когда два человека конфликтуют, ...

Этиология
В связи с клинической гетерогенностью синдрома, различной выраженностью интеллектуального дефекта и разной степенью социальной дезадаптации к настоящему времени пока еще отсутствует единая точка зрения относительно происхождения заболеван ...