Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых

Другая психология » Слуховые ощущения слепых и слабовидящих » Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых

Страница 1

Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор.

Слуховые ощущения человека дистантны, т.е. принимают информацию на расстоянии. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

При помощи слуха человек отражает такие качества звука, как громкость, высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве.

Слуховые ощущения человека избирательны. Из большого числа звуков человек может сосредоточить внимание на нужном звуке, остальные звуки он как бы при этом не слышит. Все эти свойства слуха для незрячего человека очень важны для ориентировки и передвижения в пространстве.

Слуховые ощущения характеризуются порогами слуховой чувствительности. Наиболее важными из них являются пороги абсолютной слуховой чувствительности и различение звуков по высоте и тембру.

Абсолютный порог слуховой чувствительности определяется наименьшей мощностью колебаний, ощущаемых в виде звуков. Пороги слуховой чувствительности у разных людей различны — есть люди, нормально слышащие, тугоухие и глухие. Чем ниже порог абсолютной слуховой чувствительности, тем более отдаленные и слабые звуки ощущает ухо и точнее определяет местоположение источника звука.

Другим важным порогом слуховой чувствительности является порог различения звуков по высоте (частоте) колебаний. Нормальное ухо различает разницу в частоте колебаний двух источников звука в 10 процентов, в музыке — звуки с разницей в полтона.

Очень важным для незрячих людей является свойство слуха различать звуки по тембру. Порог различения звуков по тембру можно считать нормальным, если человек может определить каждый из музыкальных инструментов, издающих звук одинаковой высоты и силы. Чем ниже у незрячего порог различения по тембру, тем легче ему различать людей по голосам, тем лучше и быстрее он определяет предметы по их звучанию!

Слуховые ощущения носят предметный характер, поскольку звуки ассоциируются у человека с определенными предметами, издающими их. На основе предметности слуховых восприятий слепые могут узнавать предметы, формировать предметные и пространственные представления. Однако предмстность слуховых ощущений формируется приемущественно только после осязательного обследования источника звука. Если предметы не издают звуков, то незрячий может определить их, постукивая по ним тростью или другим предметом.

С помощью слуха незрячие могут определять и использовать в качестве ориентиров различные виды транспорта, могут определять направление их движения, примерную скорость движения, а также явления природы: грозу, дождь, метель, ветер и др.

Многие незрячие легко определяют по шелесту листьев породы деревьев, различают виды птиц, животных, узнают, по голосам своих родственников, друзей. При ударе по предметам незрячий может определить, из какого материала они сделаны — дерева, металла, стекла и пр.

Важнейшее значение для пространственной ориентировки слепых имеют социальные функции слуха. Слух выступает как средство формирования человеческой речи. С помощью речи слепые получают огромную информацию об окружающем мире, которая не поступает по зрительному каналу. Так, например, передвигаясь по незнакомой местности, незрячий может уточнить у прохожих свое местоположение. Речь является важнейшим средством компенсации функций утраченного зрения. Реальный мир, который окружает незрячего человека, воспринимается им с помощью различных органов чувств и запечатлевается в его сознании в форме словесных выражений. Слово может вызвать такой же эффект, как и действие реального раздражителя, обозначаемое этим словом. Это свойство речи позволяет слепым сократить время на изучение объекта или участка пространства, заменив осязательное обследование словесной информацией.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя ...

Сущность политического лидерства
Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека мож ...

Современные последователи учения Л.С. Выготского
Но прошло определенное время, и мы можем теперь говорить, рассматривая конкретные работы учеников Выготского, о том, что возникли автономные школы внутри единого направления Выготского. Я не буду дальше называть имен (для многих из нас эт ...