Таким образом, мы познакомились с образцами субъективистского и объективистского типа философских учений о человеке.
В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет человека следующим образом:
— он впервые является жизнью, которая осознает сама себя;
— он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там;
— человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты.
Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами - животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем.
Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум[22]
Разнообразие и взаимодополнительность, различных течений философской антропологии XX века убеждают, проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диалог и взаимообогащение различных течений философской мысли.
Завершая разговор о природе и сущности человека, необходимо укажем на различия понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
Другие материалы:
Роль игры в развитии двигательной памяти
Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований, двигательная память в значительной мере ...
Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке
Как говорилось выше, а строго научном смысле в многонациональном, многоконфессиональном и полиэтическом государстве, каким была и остается Россия, не может быть общенационального российского менталитета. Однако тысячелетнее совместное про ...
Самобытность мира детства
Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением подражания европейским образцам ...
Главные разделы