Систематика шизофрении

Другая психология » Симптомы шизофрении » Систематика шизофрении

Страница 3

Клинический опыт показывает (главным образом в случаях онейроидной кататонии) возможность весьма обильной продуктивной симптоматики (галлюцинации, псевдогаллюцинации, нелепый отрывочный бред) в рамках ступорозных и субступорозных состояний, которая, ослабевая, затем усиливается вновь и так многократно в динамике болезни. В таких случаях принято говорить о кататоно-параноидном состоянии.

В целом, клинические наблюдения убеждают в крайнем полиморфизме клинической картины кататонической формы шизофрении, в динамике которой часты неполные ступорозные (субступорозные) состояния; неразвернутые состояния возбуждения и этапы течения заболевания, когда на первый план может выходить параноидная или гебефреническая симптоматика. Течение заболевания чаще склоняется к приступообразно-прогредиентному.

Параноидная форма - наиболее частая, возникает позднее предыдущих, в 20-30 лет. В большинстве случаев наблюдается медленное, постепенное развитие заболевания. В начальном периоде отмечаются своеобразные нев-розоподобные состояния довольно широкого спектра - от псевдоневрастенических до истероморфных и навязчивых. Своеобразием этого этапа является еще не грубое, не резко выраженное ослабление эмоционального контакта больных с окружающими, в особенности с его родными и близкими; ослабление интересов. В условиях медленного развития болезни затем появляются эпизодические, но все учащающиеся периоды галлюцинирования, а так же сначала отрывочные отдельные бредовые идеи преследования, отравления, воздействия.

В период развитого процесса данная форма шизофрении представлена развёрнутым параноидным синдромом, основным содержанием которого является бессвязный, отрывочных нелепый бред воздействия, преследования, отравления и величия. Бредовые идеи лишены логики, не складываются в систему. Одновременно у больных наблюдаются галлюцинаторные переживания (чаще слуховые вербальные и висцеральные, а так же обонятельные и вкусовые) и разнообразные явления психического автоматизма (идеаторного, моторного, сенестопатического). Это складывается в характерный для шизофрении синдром Кандинского-Клерамбо (бред воздействия, преследования, вербальные псевдогаллюцинации, автоматизмы). Все это, сочетаясь, составляет сложный психический статус больного на фоне эмоциональной тупости, ассоциативной атаксии и парабулических явлений. Бросается в глаза отсутствие значительной чувствительной реакции больных (мимико-пантомимической, интонационной) на сложные бредовые и галлюцинаторные расстройства. На этом этапе больные полностью безразличны к своей судьбе, не скучают по родным, не тяготятся пребыванием в психиатрическом стационаре. В этот период часто наблюдается своеобразный симптом отчуждения близких. Больной не признает своих родителей, близких ему людей, называет их «чужими», высказывает мысли о том, что его «усыновили», а на самом деле его родителями являются другие люди. Симптом этот может наблюдаться и в начале заболевания, он в высшей степени характерен для шизофрении и тесно связан со свойственными ей эмоциональными расстройствами.

Течение параноидной фирмы шизофрении может быть как непрерывно-прогредиентным, так и приступообразно-прогредиентным, т.е. в последнем случае предусматривается возможность у больных спонтанных ремиссий.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Место самооценки в структуре самосознания
В отечественной психологической науке самооценку рассматривают в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть (Рубинштейн, 1973, 2006; Чеснокова, 1977; Захарова, 1989; Бороздина, 1992). Самосознание – это осознанное от ...

Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков
Актуальность и значимость проблемы становления автономии в подростковом возрасте обусловлена множеством факторов: это и социальные изменения, требующие большей инициативности, самостоятельности и самовыражения от личности, и теоретические ...

Эмоции в воспитании детей.
поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, ш ...