Систематика шизофрении

Другая психология » Симптомы шизофрении » Систематика шизофрении

Страница 3

Клинический опыт показывает (главным образом в случаях онейроидной кататонии) возможность весьма обильной продуктивной симптоматики (галлюцинации, псевдогаллюцинации, нелепый отрывочный бред) в рамках ступорозных и субступорозных состояний, которая, ослабевая, затем усиливается вновь и так многократно в динамике болезни. В таких случаях принято говорить о кататоно-параноидном состоянии.

В целом, клинические наблюдения убеждают в крайнем полиморфизме клинической картины кататонической формы шизофрении, в динамике которой часты неполные ступорозные (субступорозные) состояния; неразвернутые состояния возбуждения и этапы течения заболевания, когда на первый план может выходить параноидная или гебефреническая симптоматика. Течение заболевания чаще склоняется к приступообразно-прогредиентному.

Параноидная форма - наиболее частая, возникает позднее предыдущих, в 20-30 лет. В большинстве случаев наблюдается медленное, постепенное развитие заболевания. В начальном периоде отмечаются своеобразные нев-розоподобные состояния довольно широкого спектра - от псевдоневрастенических до истероморфных и навязчивых. Своеобразием этого этапа является еще не грубое, не резко выраженное ослабление эмоционального контакта больных с окружающими, в особенности с его родными и близкими; ослабление интересов. В условиях медленного развития болезни затем появляются эпизодические, но все учащающиеся периоды галлюцинирования, а так же сначала отрывочные отдельные бредовые идеи преследования, отравления, воздействия.

В период развитого процесса данная форма шизофрении представлена развёрнутым параноидным синдромом, основным содержанием которого является бессвязный, отрывочных нелепый бред воздействия, преследования, отравления и величия. Бредовые идеи лишены логики, не складываются в систему. Одновременно у больных наблюдаются галлюцинаторные переживания (чаще слуховые вербальные и висцеральные, а так же обонятельные и вкусовые) и разнообразные явления психического автоматизма (идеаторного, моторного, сенестопатического). Это складывается в характерный для шизофрении синдром Кандинского-Клерамбо (бред воздействия, преследования, вербальные псевдогаллюцинации, автоматизмы). Все это, сочетаясь, составляет сложный психический статус больного на фоне эмоциональной тупости, ассоциативной атаксии и парабулических явлений. Бросается в глаза отсутствие значительной чувствительной реакции больных (мимико-пантомимической, интонационной) на сложные бредовые и галлюцинаторные расстройства. На этом этапе больные полностью безразличны к своей судьбе, не скучают по родным, не тяготятся пребыванием в психиатрическом стационаре. В этот период часто наблюдается своеобразный симптом отчуждения близких. Больной не признает своих родителей, близких ему людей, называет их «чужими», высказывает мысли о том, что его «усыновили», а на самом деле его родителями являются другие люди. Симптом этот может наблюдаться и в начале заболевания, он в высшей степени характерен для шизофрении и тесно связан со свойственными ей эмоциональными расстройствами.

Течение параноидной фирмы шизофрении может быть как непрерывно-прогредиентным, так и приступообразно-прогредиентным, т.е. в последнем случае предусматривается возможность у больных спонтанных ремиссий.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Сексуальная жизнь в браке
Сексуальность – важная сторона супружеских отношений, играющая укрепляющую, стабилизирующую роль в браке. На основании исследований социолога С.И.Голода, сексуальная удовлетворённость в браке занимает третье место среди факторов, определя ...

Особенности представлений об экстремизме у молодежи
Развитие любой науки, согласно М.Г. Ярошевскому, движется не только благодаря логике построения и смены концепций и личностным вкладам отдельных великих ученых, но и благодаря социальному контексту. Этот постулат особенно важен в изучени ...

Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [2]. Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и спе ...