Снижение психического энергетического потенциала проявляется в уменьшении активности и инициативности больных, до полной потери энергетического потенциала, ослабления воли. При утрате нормальной энергии больные гиперстеничны и неутомимо деятельны в одной узкой области. В характере их нет настойчивости ("стали") и нет гибкости в приспособлении к реальной жизни ("резины"). При отсутствии грубых расстройств памяти и сохранности запаса знаний больные интеллектуально непродуктивны, бездеятельны - гипобулия, абулия. С течением времени абулия все более нарастает и приводит не только к распаду волевых актов, но и к нарастающему ограничению автоматических и инстинктивных действий. Возможно наличие извращенных действий - парабулия. Сюда относятся парамимии и парапраксии. Это различные ужимки, гримасничанье, особая манерная мимика, прищуривание глаз, необычные позы и странная походка, манерные движения.
Патологические ощущения, испытываемые больными шизофренией, отличаются странностью и необычностью. Слуховые, обонятельные, тактильные галлюцинации, галлюцинации общего чувства неопределенны, изменчивы и житейски мало понятны. Преобладают слуховые псевдогаллюцинации: интрапроективные "голоса" узнают, повторяют, комментируют мысли и желания больного, рассказывают об окружающих, приказывают, противоречат друг другу, рассуждают на отвлеченные темы. Иногда у больного возникает ощущение звучания вслух собственных мыслей - симптом «звучания мыслей», их открытость (доступность) окружающим - так называемый симптом «открытых мыслей».
Сенестопатии - разнообразные, вычурные, неприятные ощущения, проецирующиеся во внутренних органах, теле человека.
Деперсонализация - чувство собственной измененности, нарушение самоидентификации. Проявляется у больных во всех её вариантах, включая изменения мыслей и чувств, отчуждение мыслей и чувств, утрату чувств, "двойное Я" и полная деперсонализация, с отчуждением не только всех психических процессов, но и физических свойств (мысли, чувства, поступки, движения - все "сделанное", "искусственное").
Аффективные расстройства - носят полиморфный характер. В маниакальных состояниях преобладают грубость, раздражительность, возможные сочетания с кататоническими и бредовыми расстройствами. При депрессиях аффект тоски выражен не резко. Преобладают состояния вялости, апатии; при обострениях - с бредовыми и кататоническими расстройствами. В целом, присутствует налёт психопатоподобной окраски аффекта.
Истероподобные расстройства - однообразные, грубые, монотонные, с бедными аффективными реакциями, отрывочными идеями отношения и рудиментарными галлюцинациями
Навязчивости при шизофрении характеризуются монофобиями, преобладанием абстрактных мыслей, при которых слабо выражена аффективная окраска и достаточно быстро исчезает элемент борьбы. Расширение навязчиво-стей происходит в виде присоединения стереотипных моторных и идеаторных ритуалов. Критика к навязчивостямснижается; они становятся трудноотличимы от бреда и психических автоматизмов.
Бредовые идеи - разнообразны по содержанию, с преобладанием бреда воздействия и преследования. Мало связаны с реальными жизненными отношениями. Психологически необоснованны, охватывают чрезмерно широкий, невероятный круг событий, действующих лиц и проблем.
Другие материалы:
Детоцентрический тип семьи
Со второй половины Х
I
Х века в Европе формируется детоцентристский тип семьи
. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели ...
Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе
педагогической деятельности
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя ...
Воспитательная ценность русских народных сказок.
Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за сво ...
Главные разделы