История развития учения о шизофрении

Другая психология » Симптомы шизофрении » История развития учения о шизофрении

Страница 3

Нарушение единства психики, расстройство внутренней связи психических процессов проявляется в мышлении больных и, соответственно, в их устной и письменной речи. Нарушается логическая стройность, правильность структуры и целенаправленности мышления. Изменение мыслительных процессов связано прежде всего с нарушением (ухудшением) избирательности актуализируемых знаний (дезактуализация мышления), что проявляется в расширении круга привлекаемых из памяти сведений за счет латентных, малозначимых, но объективно присущих, свойств предметов. Причудливость, странность, необычность обобщений больных объясняются своеобразием мышления, структуры мыслительной деятельности, при которой наряду с правильностью формальнологической стороны изменяется круг абстрагируемых знаний: латентные, малозначимые свойства предмета уравниваются с "сильными", теоретически и эмпирически значимыми свойствами предметов. Мышление отрывается от действительности, становится непродуктивным - резонерство. При нём утрачивается координация не внутри фразы или предложения, а между предложениями и целыми блоками предложений. Больной в конце концов теряет первоначальную тему. Нарушается путь познания: от простого, конкретного больные переходят к отвлеченному, но возврат к конкретному на основе обобщения, объединения чувственного и абстрактного не удается, и они становятся глубокомысленными резонерами.

В речевой продукции больных при относительной сохранности грамматической связи исчезает связь логическая, смысловая - речевая разорванность. Высказывания больных нередко носят характер полунамеков, туманных метафор, неясных двусмысленностей - патологическая символизация. Содержание понятий становится изменчивым, сочетаются по созвучию совершенно разные слова, термины и понятия сгущаются в одном слове, образуя новые, часто вычурные слова - неологизмы. В высказываниях повторяются одни и те же слова, обороты речи - речевые стереотипы. При нарастании расстройств мышления речь больных перестает быть средством общения, средством обмена мыслями.

Эмоциональные реакции больных становятся неадекватными ни внешним обстоятельствам, ни собственным мыслям, ни поступкам. Одним из самых ранних симптомов шизофрении является эмоциональное оскудение; которое проявляется ослаблением эмоций по отношению к близким людям, снижением интересов, снижением тонкой эмоциональной ньюансировки и дезактуализацией увлечений. По ходу дальнейшего течения процесса ослабление чувств больного, общее снижение его интересов становится все более заметным, эмоциональный дефицит становится заметен даже внешне - лицо больного становится пустым и безразличным. Наступает чувственная тупость. Обнаруживается характерное для шизофрении одновременное, как бы параллельное ослабление как высших человеческих, так и низших инстинктивных чувств. Угнетается пищевая и половая активность ("половой тупик"), Наблюдается феномен "стекло и дерево"- сочетание тупости и ранимости; качественная неадекватность эмоциональных реакций, несоответствие их выраженности силе раздражителей; одновременное существование противоположных эмоциональных реакций - эмоциональная амбивалентность и партимия - наличие неадекватных эмоциональных реакций. Возможно развитие еще одного психопатологического феномена - регрессивной синтонности (симптом Фернандес) - излишняя откровенность с посторонними людьми, "обнажение чувств", неадекватное ситуации. При прогрессировании заболевания нарастает оскудение чувств, эмоциональная тупость, апатия.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Общее представление о психологическом тренинге
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) ...

Развитие творческих способностей
В психологии развития борются и дополняют друг друга три подхода: 1) генетический, отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития психиче ...

Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования
Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психичес ...