Нравственная основа личности и условия её формирования

Другая психология » Семья, как социокультурная среда воспитания » Нравственная основа личности и условия её формирования

Страница 1

В рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к понятию нравственность. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах жизнедеятельности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка - прежде всего это живое чувство, реальное состояние. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Составляющим элементом нравственного чувства является нравственное сознание - это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Оно предполагает знание, моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственно положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание - это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:

Отношения и общение в коллективе

Отношения и общение на улице

Общение с товарищами

Отношение к себе

Отношение к природе, к внешнему миру

Отношение к общественным требованиям

Отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка.

Из всего вышеперечисленного немаловажное значение в формировании нравственности ребёнка играет роль сказки, а также игры детей.

Дошкольный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления.

Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5-7 лет, игра принимает форму сюжетно-ролевой игры. Все сюжеты детских игр исследователи делят на 3 большие группы:

Игры с сюжетами на бытовые темы (например, игра "дочки-матери"). Здесь формируется такая нравственная сторона как забота, любовь, сопереживание к куклам, что затем это всё проецируется на реальный окружающий мир.

Игры с производствами темами. Формируют у детей вежливое отношение к окружающим в процессе общения между собой.

Сюжет - это та сфера действительности, которая отражается в игре.

В игре ребёнок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребёнка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим, он отвлекается, задаёт вопросы и т.п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и течение более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не "навязано" ребёнку - оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотри ...

Понятие самопрезентации
Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии. В педагогических, ...

Разнообразие взглядов на самооценку.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия. Уильям Дже ...