Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:
· основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;
· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;
· сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
· профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;
· основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;
· основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;
· основы социальной медицины;
· основы правового обеспечения социальной работы.
Специалист должен изучить и знать опыт:
· практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных формах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
· организации и управления в социальных учреждениях и службах;
· получения и обработки информации о системе социальной работы;
· проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
· участия в исследовательско - аналитической работе соответствующего уровня;
· организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.
Специалист должен владеть:
· основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;
· основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;
· методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;
· методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
· основными методами психолого-педагогической деятельности;
· методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;
· основными профессиональными технологиями в органах и Исследователи (Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова и др.) выделяют три базисных компонента профессиональной деятельности личности в социальной работе:
· личностные качества;
· компетентность, включающая профессиональные знания, умения и качества;
· коммуникативные умения, способности.
Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как «меру всех вещей».
Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию.
Третья необходимая личностная черта – высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти “на поводу” у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения.
Специфика профессиональной деятельности в области социальной работы такова, что в основе этой деятельности должна быть потребность помочь людям, облегчить их существование, поддержать чувство собственного достоинства человека и развивать его личную и социальную ответственность.
Другие материалы:
Главные разделы