Критичность развития психических функций, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода [13;57-79.]. В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются.
Понятие стадии используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствования и накопления достижений. Она находит свое отражение в ведущихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.
Выготский Л.С. называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики»[6;260]. Выготский составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, а там развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития. Новым в своей периодизации он считал введение в ее схему критических возрастов, исключение из схемы эмбрионального периода, периода юности и включение возраста полового созревания в число стабильных, а не критических возрастов. Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют отчетливые границы начала и окончания, и их надо определять по этим границам, тогда как критические периоды надо считать от его кризисной точки, принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание – ближайшее полугодие последующего возраста.
В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты:
Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 месяца- 1 год)
Кризис одного года
Раннее детство (1 год- 3 года)
Кризис трех лет
Дошкольный возраст (3 года – 7 лет)
Кризис семи лет
Школьный возраст (8 лет- 12 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14 лет- 18 лет)
Кризис 17 лет
В отечественной психологии одной из наиболее развитых периодизаций психического развития является Д.Б. Эльконин. Он исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей[31;60-78].
В классификации Эльконина рассматриваются три эпохи жизни – раннее детство, детство и подростничество. В развитии детей Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития» [30;42]. В каждой эпохе происходят смена ведущих типов деятельности, которые обуславливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок - общественный взрослый» и в системе «ребенок – общественный предмет» в той последовательности, в которой они становятся ведущими. В результате он получил следующий ряд, где наблюдается периодичность смены ведущих типов деятельности:
кризис новорожденности;
младенчество (непосредственно - эмоциональное общение);
кризис одного года;
раннее детство (предметно - манипулятивная деятельность);
кризис трех лет;
дошкольный возраст (ролевая игра);
кризис семи лет;
младший школьный возраст (учебная деятельность);
кризис 11-12 лет;
подростковый возраст (интимно-личностное общение);
кризис 15 лет;
старший подросток (учебно-профессиональная деятельность).
Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.
Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. В деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка. Согласно гипотезе Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: 1)в возрастах первого периода (младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно мотивационно-общественная сторона некой деятельности; 2)в возрастах второго типа (раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность) у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности [31;75-78].
Другие материалы:
Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе
педагогической деятельности
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя ...
Понятие о способностях
В самом общем виде способности— это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у ч ...
Роль игры в развитии мышления
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включ ...
Главные разделы