Пьянство родителей и несчастье детей

Страница 2

- Мама…

Пьянство, естественно, влияет на все стороны семейной жизни: прежде всего, на взаимоотношения между супругами, на материальное положение семьи, на здоровье будущего поколения и на воспитание детей.

Беспристрастные цифры свидетельствуют: почти 50 % алкоголиков выросли в семьях, где отношения между родителями были конфликтные. В семьях, где родители еще не стали алкоголиками, а только часто заглядывают в рюмку, дети лишены многих радостей: и едят они не так сладко, как их сверстники из благополучных семей, и одеты они не так нарядно, и игрушек у них мало, но самое главное – у них не по-детски серьезные и грустные глаза.

Известно, что у каждого здорового ребенка вкус и запах водки вызывает отвращение. Тем не менее, большинство детей до шестнадцати лет успевают попробовать спиртное. Кто же дал им первые уроки? Результаты опросов показывают: семь из каждых десяти ребят впервые попробовали спиртное по предложению собственных родителей или других родственников.

И сколько бы родители потом не жаловались, ни кивали на плохих дружков и «улицу», факт остается фактом: сделать первый шаг к пьянству помогают самые близкие люди. Дети хотят быть похожими на взрослых, стремятся подражать им во всем. И если выходные и праздничные дни, когда вся семья собирается вместе, превращается в застолье с обязательной выпивкой, то дети привыкают думать, что именно в этом состоит смысл и радость «взрослой» жизни.

Учителя одной из рижских школ заинтересовались, насколько велика осведомленность учеников в области спиртных напитков. Оказалось, что мальчики знали названия почти 100 марок вин, а девочки – наполовину меньше. Стали уточнять, в каком возрасте произошло приобщение к алкоголю, и поучили тревожную картину:

- у десятиклассников оно началось в 13-14 лет;

- у восьмиклассников – в 7-8 лет;

- а ученики четвертого класса познали его вкус, когда им было 4-5 лет.

И, опять таки, все впервые попробовали вкус алкоголя в семейном кругу!

75 % учеников 8-10 классов употребляют спиртные напитки по праздникам и семейным торжествам, в большинстве случаев первая рюмка бывает выпита с благословения родных. Таким образом, кадры будущих алкоголиков нередко готовятся в семье.

А где же готовятся кадры будущих курильщиков? Может быть тоже в семье? К сожалению, да! При курении решающей оказывается сила примера. Многие подростки признают, что привыкли к курению, так как росли в семье, где курили один или оба родителя.

Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. И для этого супруги должны не жалеть ни сил, ни времени. Очень много зависит от матери. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

Солидарен с Д.В.Колесовым, когда он в книге «Предупреждение вредных привычек у дошкольников» (М., 1984) описывает четыре условия формирования привычек.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности
Каждое лето родители сталкиваются с проблемой отдыха своих детей. Очень часто они отправляют их в детские летние или оздоровительные лагеря, санатории или центры отдыха. На протяжении трех - четырех недель с детьми постоянно взаимодейству ...

Развод как социально-психологический феномен
Стало уже тривиальной истиной, что брак – вещь сложная и требования, предъявляемые партнеру, постоянно растут. Сегодня для счастливого брака уже мало того, что мужчина приносит в дом столько денег, сколько нужно для безбедной жизни, а жен ...

Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, при ...