Виды и метод психологического воздействия

Рекламное воздействие » Виды и метод психологического воздействия

Страница 1

В настоящее время приобретает все более глубокое и всестороннее значение знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей; грамотное использование методов психологических воздействий, осуществляемых в различных формах с помощью различных средств и способов. Каждый из этих видов воздействий обладает своей спецификой и возможностями[15].

Каждый вид психологического воздействия имеет свои цели и закономерности. Психологи выделяют следующие виды психологических воздействий: убеждение; внушение (суггестия); заражение; подражание; манипуляция; просьба; игнорирование; пример и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Убеждение – это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего, следовал ей в своей деятельности и поведении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направленно данное воздействие. То есть убедить человека в чем-либо можно только в том случае, если он стремиться понять и осознать адресуемую ему информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов – своему жизненному опыту и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что убеждение прежде всего ориентированно на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться у человека внутреннего согласия, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки, соответствующие поставленной цели.

Внушение (суггестия) – это сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям[16]. Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум человека, не на его особенность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации[17].

Заражение – это общественно – психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия одного человека на другого определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися. Подражание – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д.

Пример – целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образцов для подражания, призванных служить им основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством социального саморазвития.

Действенность примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения человеком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца.

Пример оказывает как стабильное длительное воздействие, так и сиюминутное, которое координирует поведение человека в конкретной жизненной ситуации. Отношение людей к примеру выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Уровень притязаний личности
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, и ...

Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений ...

Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка
Чтобы развивать эмоции, нужно учиться понимать малыша и удовлетворять его нужды. С самого рождения старайтесь распознавать разные эмоциональные реакции своего ребенка и определять, чем они были вызваны. Закрепляются те эмоции, которые пол ...