Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского

Другая психология » Развитие психики человека в онтогенезе » Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского

Страница 2

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?». Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вероятно, что первыми словами человека были слова-приказы (например, «возьми то», «отнеси туда»), обращенные к участникам трудового процесса. Они – то и были словесными знаками. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в итрапсихолологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ее ходе происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.

Интериоризация - фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом и состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе ВПФ. Высшие психологические функции ребенка возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва межу людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». [7; 145]

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

В общее понятие развитие высших психических функций Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка» [7; 24]:

-процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,

-процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти и т.д.).

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и присхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной средой. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики. Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Комментируя это положение, Д.Б. Эльконин писал: « Ребенок присваивает общество… Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции»[32; 494].

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Любовь и дружба юношеw и девушек
Вопрос о психологической природе любви и ее соотношении с другими, несексуальными привязанностями издавна вызывает споры. В современной науке существуют две точки зрения на этот предмет. Первая сводится к тому, что совокупность чувств и ...

Основные направления работы телефона доверия
Телефон доверия осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: оказание экстренной психологической помощи; *телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности; ...

Н.Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии.
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) был сподвижником Н. А. Добролюбова. Его взгляды, отмечает Б. Г. Ананьев, «представляют глубоко продуманную концепцию, оказавшую большое влияние на развитие русской научной психологии от Сеченова до наших д ...