Понятие самопрезентации

Страница 3

Приняв во внимание, что другие люди, по-видимому, проверяют более контролируемые аспекты поведения с помощью менее контролируемых, автор считает, что иногда индивид будет использовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения, которое как считается, несет в себе надежную информацию. Обычно «определение ситуации» разными участниками взаимосогласовано для избежания открытого противоречия. Существует реальное согласие по поводу желательности избегания открытого конфликта разными людьми. Это своего рода рабочее соглашение, которое устанавливается для каждой ситуации.

Необходимо также учитывать, что другие участники взаимодействия, какой бы пассивной не представлялась субъектам самопрезентации их роль, могут эффективно проектировать определение ситуации посредством своих реакций на индивида и посредством определенной линии действий по отношению к нему. Автор считает, что первоначальная самоподача индивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил.

Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнение это «определение ситуации». Для предотвращения этих замешательств постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими. [10]

Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих. Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, который рассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, он достигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлением о себе. Значимая аудитория – это реципиент, именно на него направлено воздействие. Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектно ориентированных отношениях. [10]

Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски считают, что самопрезентация – средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.

Таким образом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лири и Р. Ковальски – это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима как внешняя, так и внутренняя, внешняя – для самореализации, внутренняя – для самооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологических целей психологическими средствами – техниками самопрезентации. [10]

Самопрезентация, по Д. Майерсу – средство поддержания завышенной самооценки, проявляющееся в особом, «подыгрывающем» поведении. Процесс «подыгрывания» не осознается субъектом. Значимая аудитория для субъекта – он сам. Цель – поддержание самооценки и средства «подыгрывание» – психологические. Рассматривается процесс только с полюса коммуникатора, реципиент – средство самоутверждения. [10]

Самопрезентация, по Г. Миду и Ч. Кули – средство формирования Образа-Я и самооценки. Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей и средств. Цель – формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннего потенциала) – психологические. Очевидно, что значимая аудитория – сам человек. Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюса коммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению. [10]

Реципиент здесь – средство самопознания. Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, – это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Субъект – активен, значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление) психологическая. Средство – демонстративное поведение, тоже психологическое. Рассматривается только коммуникатор. [10]

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Психологическая характеристика дошкольного возраста
На первом году жизни (младенчество) ребёнок требует постоянного ухода со стороны взрослых. Его психические процессы ограничиваются по преимуществу ощущениями и восприятиями. Он начинает он начинает узнавать близких людей и окружающие его ...

Роль вождя в массе
Идеи управляют массами, но масса с идеями неуправляема. Чтобы решить эту насущную задачу, произвести эту алхимию, необходима определенная категория людей. Они преобразуют взгляды, основанные на чьих-то рациональных соображениях, в действи ...

Развитие психологических идей восточного мира
Значительная роль психологических взглядов в арабской средневековой науке обусловлена целой совокупностью объективных и субъективных предпосылок. Развитие психологических идей, как и всей научной мысли, происходило в восточном мире под вл ...