Выводы

Страница 1

1. Самооценка студентов-спортсменов характеризуется более высоким уровнем, меньшей дифференцированностью и более высокой адекватностью по сравнению с самооценкой лиц, не занимающихся спортом. С спортивная деятельность оказывает позитивное влияние на самооценку личности и мо­жет быть рекомендована как средство ее целенаправленной коррекции.

2. Высокая самооценка спортсменами собственной личности в целом основана на высокой оценке собственных умения обобщать и устанавливать логические связи между понятиями, силы нервной системы, активности, под­вижности нервной системы, темпа реакций, целеустремленности, смелости, мотивации успеха, направленности на общение, уверенности в себе и низкой тревожности.

3. Характеристики самооценки студентов, занимающихся спортом, яв­ляются гораздо более тесно интегрированными, чем у лиц, непричастных к спорту. Спортивная деятельность способствует большей целостности само­оценки личности. Особенностью самооценки спортсменов является наличие симптомокомплексов оцениваемых характеристик: когнитивных (памяти и

» мышления), нейродинамических (подвижности нервных процессов, активно­сти, экстравертированности, эмоциональности), мотивационных (мотивации успеха, направленности на деятельность и других людей, уровня притязаний) и характерологических (толерантности к внушениям, организаторских склон­ностей и уверенности в себе).

4. Свойства личности у студентов, не занимающихся спортом, в меньшей степени связны с характеристиками самооценки, чем у спортсменов. Кроме того, характер взаимосвязей показателей самооценки и свойств личности также обладает существенной спецификой. Разными являются достоверность связей и их направление — характеристики самооценки у спортсменов и не спортсменов связаны с различными качествами личности. Занятия спортом способствуют повышению степени интеграции характеристик самооценки и других качеств личности.

5. Занятия спортом обуславливают более тесную связь характеристик самооценки спортсменов с системой ценностных ориентации, мотивации, темперамента, интеллекта и коммуникативных качеств и снижает взаимозависимость самооценки и эмоциональных свойств личности.

6. Адаптированность студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности находится на среднем уровне. Объективные показа­тели адаптированности к учебе и спорту (успешность деятельности) являются тесно связанными с субъективными (удовлетворенность деятельностью). Адаптированность к учебе, как и к спорту, является довольно тесно интегри­рованной системой. Адаптированность студентов к учебной деятельности по­ложительно связана с адаптированностью к спортивной деятельности.

7. Характеристики самооценки личности студентов, занимающихся спортом, оказывают довольно сильное влияние на состояние их адаптированности к учебной деятельности. К числу адаптивно важных качеств учащихся спортсменов можно отнести: высокий уровень самооценки (обуславливает учебную успешность и удовлетворенность учебой), слабую степень ее дифференцированности, высокую адекватность. Наиболее весомым фактором адаптированности к учебе является уровень самооценки, наименее — степень ее дифференцированности.

8. Самооценка является значимым фактором формирования адаптиро­ванности студентов к спортивной деятельности. Наиболее оптимальными в плане влияния на адаптацию к спорту можно считать: адекватно высокий уро­вень самооценки в сочетании с низкой степенью ее дифференцированности. Взаимосвязь уровня самооценка спортсменов с удовлетворенностью спортом является линейной, а со спортивной успешностью — нелинейной (спортсмены с низкой и чересчур высокой самооценкой неуспешны). Самооценка оказывает примерно одинаковое влияние на качество адаптации студентов к учебной и спортивной деятельности.

9. Специально организованный и педагогически направляемый процесс самопознания существенно повышает уровень адекватности самооценки, ее соответствия результатам объективного изучения характеристик личности.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Афазии и их классификация
Афазии (R47.0) - речевые расстройства при локальных поражениях левого полушария и сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, при сохранности элементарных форм слуха. Их надо отличать от: дизартри ...

Аффективные нарушения. Особенности эмоционального развития
В младенческом возрасте наблюдается задержка сроков появления первой улыбки. Отсутствуют положительные эмоции в ответ на улыбку взрослого, ласковый разговор. Ребенок улыбается, как правило, при виде неодушевленного предмета. «Комплекс ожи ...

Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общени ...