Особенности характеристик самооценки спортсмена

Страница 3

Личность способна трезво оценить собственные возможности, взвесить свои сильные и слабые стороны, в соответствии с этим разработать план дей­ствий, направленных на конкретный результат, сформировать реалистичные притязания. Такой спортсмен эмоционально более устойчив и эффективен (Дашкевич О.В., 1981; Медведев В.В, 1993). Всё это придаёт спортсмену здоро­вой уверенности в себе, стремления к успехам, и, безусловно, позитивно сказы­вается на результативности спортивной деятельности и адаптированности лич­ности как в спорте, так и во всех остальных сферах жизни. Спортсмен, обладаю­щий такой самооценкой, лучше оценивает не только собственный потенциал. Умея давать правильную оценку себе, он способен реально оценить возможности соперника, что также позитивно сказывается на результатах его спортивной дея­тельности (Левит Л.З., 1988; Медведев В.В, 1993; Попов А.Л., 2000).

Если спортсмен обладает неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной), снижаются его способности к саморегуляции (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2000; Левит Л.З., 1988;). В такой ситуации возможно пониже­ние спортивных результатов, повторяющиеся поражения, расстройства само­регуляции, внутренние и межличностные конфликты. Всё это сопровождается негативными проявлениями личностных характеристик спортсмена. Повыша­ется личностная тревожность (Дашкевич О.В., 1981; Козлова Н.М., 1979; Мальчиков А.В., 1979), уровень притязаний перестаёт быть адекватным (Бо­гданова Д.Я., 1974; Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979; Медведев В.В., 1993), развивается расстройство перспективного целеполагания (Левит Л.З., 1988), преобладает мотивация избежания неудач (Лозовая Г.В., 2003), эмоцио­нальные переживания мешают реализации цели.

В связи с этим очень важно направлять формирование самооценки спортсмена, проводить мероприятия по профилактике или коррекции неадек­ватной самооценки.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Деятельностный подход
Работами психологов показано, что память человека является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Поэтому следовало ожидать, что психическа ...

Особенности социального и антисоциального развития подростков
Сталкиваясь в реальной школьной практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения учащихся и стремясь объяснить себе побудительные причины подобной активности подростков, педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с уч ...

Типы зависимостей
Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, ал­коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям — компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуаль ...