Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Другая психология » Самооценка младших школьников » Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Страница 4

Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими , их таких источников информации, как радио и телевидение.

Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.

Большинство детей могу и в конце первого года обучения предразобраться в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность.

Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровень притязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается , при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.

Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей . Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

a) Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;

b) Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

В формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие проблемы:

Проблема роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход – страдание. Ребенок мыслит образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким , каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями, весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным воображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Повторные браки
Ожидание людей по поводу другого (не такого!) брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидание Нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего, - и все проблемы решены. Они забывают, чт ...

История развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61]. Взгляды Фрейда в отношении тревоги ...

Практическая сторона самогипноза
Заинтересовавшись самогипнозом, вы, естественно, зададитесь практическими вопросами: где заниматься, когда и сколько? Вы получите ответы, прочитав эту главу. Существуют люди, которые могут погрузиться в чтение практически в любом месте: ...