Если рассматривать реальное социальное взаимодействие, условия правильной и корректной категоризации достаточно сложно выполнимы, так как чаще всего человек взаимодействует с ранее незнакомыми группами. В результате каждая из указанных взаимосвязей (воспринимаемая целостность группы – точность категоризации и опыт взаимодействия с группой – воспринимаемая целостность группы) требует тщательного рассмотрения. Необходимость более тщательного анализа факторов, влияющих на восприятие группы как целостного объекта, и как следствия на ее категоризацию, также обусловлена тем фактом, что понятие «знакомство с группой» и «опыт взаимодействия с группой» достаточно широки и могут заключать в себе ряд других немаловажных параметров, в частности, факт принадлежности к группе. В связи с этим, нами было разработано и проведено исследование с целью изучения восприятия социальной группы как целого при различных условиях.
Исследование состояло из 2-х этапов: пилотажного и основного. Пилотажное исследование было направлено на выявление параметров, благодаря которым группа воспринимается как нечто целое, в нем приняло участие 50 человек. В задачу респондентов входило определить, являются ли, по их мнению, различные объединения людей (от семьи до пассажиров одного вагона) социальными группами. Ответ необходимо было аргументировать, приведя примеры тех свойств социальных сообществ, которые позволяют сделать вывод, что данные сообщества являются группами. В результате был получен список из следующих свойств: активность, целостность, однородность, структурированность и взаимозависимость (индивидов внутри группы), молодость, агрессивность.
В основном исследовании приняло участие 95 человек, из них 50 женщины и 45 мужчин. Основная задача респондентов заключалась в оценке групп по выделенным признакам, к каждому из которых был подобран противоположный признак, для образования биполярных шкал. 60 респондентов работали с оценкой реально существующих групп, в большей или меньшей степени им знакомых (молодежные политические движения). 35 респондентов работали с оценкой виртуальных, несуществующих групп.
Респонденты, оценивавшие реальные группы (политические молодежные движения) были разделены на 4 подгруппы по двум параметрам: политической активности и политической грамотности. Данное разделение позволило сформировать группы, для которых политические движения будут выступать как знакомые и как незнакомые объекты. Кроме того, при оценке учитывался фактор влияния знаний респондентов (политически грамотные) и опыта взаимодействия (политически активные) на оценку социальных групп.
Респонденты, работавшие с виртуальными группами, подразделялись на 3 подгруппы, 2 из которых отличались по параметру условий «принадлежности» к группе: от свободы выбора и смены группы до невозможности выбрать и сменить группу. Для третьей подгруппы группой «принадлежности» выступал виртуальный народ. Их задачей было оценить по шкалам «свою» группу, то есть ту, к которой они «принадлежали» в ходе исследования, и «чужую» группу.
Для респондентов, оценивавших реальные знакомые и незнакомые социальные группы, были получены результаты, что степень знакомства с группой не влияет на их оценку, так как не было выявлено значимых статистических различий в оценках. Незнакомые социальные группы воспринимаются как целостные объекты, также как и знакомые социальные группы.
Для респондентов, оценивавших виртуальные группы, обнаружены значимые различия в оценке «своей» и «чужой» групп по таким параметрам как активность (р=0,006), целостность (р=0,015)и структурированность (р=0,001)в пользу «своей» группы, т.е. она воспринимается как более активная, целостная и структурированная.
Формирование персональной системы ценностных ориентаций является одним из важнейших результатов процесса социализации. Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой зрелой личности и выражает отношение человека к социальной действительности. На развитие и формирование ценностных ориентаций личности влияет целый ряд факторов, один из которых - усвоенные индивидом особенности культуры. Любая культура обладает своей уникальной ценностной структурой, в которой отражается ее самобытность. Взаимосвязь ценностных особенностей культуры и структуры ценностных ориентаций личности можно проследить в результате кросс-культурного сравнения. Особый интерес в этом плане представляет старший подростковый возраст, в котором формирование ценностных ориентаций, лежащее в основе социального самоопределения, представляет отдельную возрастную задачу. Соответственно, возникает вопрос: как соотносятся собственно возрастные и социокультурные параметры в процессе формирования ценностных ориентаций? В данной работе мы рассматриваем кросс-культурные различия в структуре ценностных ориентаций старшеклассников России и Казахстана.
Другие материалы:
Использование слухов.
Слухи часто используются как элемент международной коммуникации, чему может служить война в Афганистане.
Объяснено также внимание к слухам в той ситуации: с одной стороны, афганцам под страхом смертной казни запрещалось поднимать ли ...
Концепция психологической службы в школе
Теоретическая концепция необходима психологической службе для того, чтобы, объяснив природу и сущность онтогенетического развития психики, обосновать содержание работы психолога в школе, охарактеризовать его функции. В качестве фундамента ...
Смена представлений о внутреннем мире, душе в донаучной психологии
Первые психологические теории появились на рубеже VII-VI вв. до н.э. Они разрабатывались учеными, принадлежавшими к известным философским школам того времени - милетской и эгейской. Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, ч ...
Главные разделы