Профессионально-личностное развитие социального работника

Страница 1

Профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура.

Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе.

Можно выделить в характеристике личности социального работника как субъекта деятельности, следующие концептуальные основы:

· Личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия.

· Личность социального работника – это профессионализированный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе «человек – человек».

· Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.

· Личность социального работника формируется, развивается, самосовершенствуется в профессиональной деятельности, и как активный субъект этой деятельности она изменяет себя и деятельность.

Рассмотреть ступени формирования и развития личности социального работника как профессионала можно на примере представленной модели профессионально- личностного развития (рис 1.)

Личность

Деятельность

Готовность к профессиональной деятельности

Базовые основания личности

Готовность к развитию и саморазвитию

Нравственно -психологическая готовность

Содержательно- информационная готовность

Операционно - деятельностная готовность

Профессионально- ценностные ориентации

Профессиональное сознание и самосознание

Профессионально – обусловленные качества личности

Самопознание и самопроектирование

самоуправление

самокоррекция

Рис. 1. Модель профессионально- личностного развития социального работника

В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает мотивационно- ценностное отношение к профессии, формируется профессионально- ценностная ориентация, которая способствует дальнейшему развитию и саморазвитию.

Именно профессионально- ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно- профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике «Я- концепции», «Я – образа». Решающую роль в развитии человека имеют его представления о себе – «Я – концепция», центральным звеном которой является «самоценность». Осознание себя принятие собственной «самости» - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самооценки. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию качеств социального работника, а также дает основание для подтверждения правильности индивидуально-творческого, акмеологического подходов в профессиональном и личном развитии, саморазвитии специалиста социальной работы.

Развитие профессиональной «Я – концепции» формирует и такое базовое основание личности, как профессиональное сознание и самосознание, которое не только аккумулирует осознание профессиональных требований и задач, своих потребностей, возможностей, интересов, но и способствуют осмыслению своей профессиональной роли, выступая в качестве внутренних мотивов профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о самом себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. У профессионала, обладающего развитым самосознанием, повышается уровень в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы, возрастает стремление к самореализации.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Особенности периода ранней взрослости
Раннюю взрослость принято называть “молодостью” (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития – замедлением роста. По данным Б. Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуаль ...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в школьном классе
Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые – выделяется несколько кругов. В повседневной речи педагогов и научной литерат ...

Проблемы организации пространственно-предметного компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...